Найти в Дзене
"Волость"

Разрез «Кийзасский: бумажные отчёты и реальность

Сразу же после памятного схода 6 июня прошлого года лавины, состоящей из отходов угольного производства, представитель «Кийзасского»  заявил: «Разрез приступил к реализации разработанного плана, а также взял на себя обязательство возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате произошедшего инцидента». Тогда была создана комиссия, в которую вошли представители администрации области, Мысков, эксперты из профильных институтов и специалисты контролирующих ведомств.

Но… Чего только в горячке не наговоришь, особенно, если к предприятию вдруг стало приковано всеобщее внимание. Понадобилось более года, чтобы была закрыта очередная страница о нанесенном природе Кузбасса ущербе. Предприятие, напомним, входит в группу «Сибантрацит». У бывших ее собственников непростая судьба: Михаилу Абызову недавно было на три месяца продлено содержание в СИЗО за экономические преступления, исчисляемые миллиардами рублей, а Дмитрий Босов покончил с собой три месяца назад. В ходе заседания, проходившего в Мысковском городском суде, ответчик постарался сделать все возможное, чтобы снизить сумму нанесенного вреда.

Ранее пресс-служба областной прокуратуры сообщала, что вмененный разрезу «Кийзасскому» иск составляет 23 миллиона рублей. Данная цифра была получена в результате работы, проведенной той самой комиссии, о создании которой упоминалось выше. Однако угольщики привлекли к анализу ситуации представителей Рослезхоза, и те выдали заключение о гораздо меньшем нанесенном ущербе – 11 858 тысяч. Сотрудникам Новокузнецкой межрайонной прокуратуры ничего не оставалось, как согласиться с анализом специалистов. В конце концов, это «их хозяйство», они и несут ответственность за зеленые насаждения на вверенной территории. Суд также согласился с обозначенной новой цифрой, вынеся вердикт, который вступит в силу 1 сентября.

Любопытно в этой ситуации и другое. Одно из интернет-изданий Кузбасса попросило представителей «Кийзасского» после суда дать общую оценку ликвидации последствий схода лавины. Напомним, кроме уничтоженного лесного массива, породой частично было перекрыто и русло реки Большой Кийзас. Ответ был пронизан, как и год назад, оптимистическими нотками: русло реки восстановлено, в водоемы Верхнеобского бассейна было выпущено 58 тысяч мальков ценных рыб, на 23 тысячах гектаров высажено 92 тысячи саженцев.

Довольно трудно оценить увеличившееся «поголовье» рыб в местных водоемах после проведенной разрезом спецоперации, поэтому ничего не остается, как довериться документально зафиксированным данным. А вот о саженцах есть что сказать. После того, как уставший верить на слово угольщикам заместитель губернатора Андрей Панов выехал непосредственно на разрез и ознакомился с ситуацией на месте, выяснилось, что экологических проблем там – выше крыши. И одна из них заключается в том, что практически ни один из саженцев, высаженных осенью прошлого года, не принялся. Может, и мальки передохли? Очередную попытку восстановить насаждения угольщики пообещали предпринять в нынешнем году.

Похоже, будет взят теперь под жесткий административный контроль и перенос углепогрузочной станции от поселка Бородино. По целому комплексу других намеченных мероприятий после выданных Росприроднадзором рекомендаций Панов сказал следующее: «Это, конечно, хорошо, что начали работу. Но так нужно было делать сразу, с самого открытия разреза. В идеале природоохранные мероприятия нужно выполнять так, чтобы люди вообще не знали о работе угольных предприятий. Неправильно, когда все слышат взрывы, видят облака угольной пыли, черную пленку на поверхности воды и слой штыба на дне».

Кто бы спорил…  

Евгения Шпакова