К сожалению, современная тенденция такова, что детей с поражениями ЦНС не становится меньше. Их число только растет. Поэтому, проблема трудового обучения таких детей, стоит как никогда остро.
К 90-м годам двадцатого века, в коррекционных школах можно было получить профильное образование уже по пяти специальностям для городских школьников и трем специальностям для детей сельских школ.
Политические изменения, произошедшие в 90-е годы XX века, привели к межсистемному социально-экономическому кризису в нашей стране, возникновению рыночных отношений, сокращению рабочих мест и появлению безработицы. Сложившаяся ситуация негативно отразилась на положении трудоспособных людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, лиц с умственной отсталостью.
Это, в свою очередь, не могло не сказаться на сформировавшейся в советский период системе трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Как отмечает Г.В. Васенков, на современном этапе изучения профильного обучения умственно отсталых школьников, обнаружились недостатки в системе подготовки. К ним можно отнести, например, слишком ограниченный перечень доступных специальностей для умственно отсталых школьников. Эта область требует дальнейшего изучения и, возможно, разработки дополнительных трудовых модулей, которые будут способствовать расширению перечня доступных профессий.
Другой недостаток – это невозможность трудоустроить всех «плотников и столяров», которых выпускает каждый год коррекционная школа. Задача школы – дать ученику образование, соответствующее его интеллектуальному уровню и способностях, а также обеспечить специальностью, которая поможет ему в будущем стать полноценным членом общества. На этом границы влияния школы заканчиваются. Возможно, некоторым из своих учеников, которые особенно смогли выделиться положительными личностными качествами во время учебы, администрация школы и помогает трудоустроиться. Но это лишь малая часть всех выпускников. Остальным же придется самим или с помощью опекунов (родителей, приемной семьи) искать себе место для работы. Велика вероятность того, что не найдя себе места в этом мире, такие умственно отсталые выпускники, в лучшем случае будут жить за счет родителей, пока живи те, а потом за счет государства в специализированных учреждениях (например, пансионатах) для умственно отсталых взрослых, а в худшем – познакомятся с дурной компанией, начнут употреблять алкоголь или психотропные вещества, которые только усугубят развитие отклонений в психике, и закончат свою жизнь где-то на улице.
Кроме того, умственно отсталые старшеклассники вряд ли уедут после окончания школы в другой город, где будут предоставлены сами себе. И, вполне вероятна такая ситуация что город (или деревня, или станица), где находится такая коррекционная школа, будет «перенасыщена» специалистами с одинаковым набором навыков, будь то плотничество, или штукатурно-малярное дело.
Плюсом ко всему идет также тот факт, что большинство работодателей попросту побоится брать к себе на работу человека, узнав, что у того есть психические и физиологические отклонения.
Кроме того, за последние годы в специальных (коррекционных) школах несколько изменился контингент обучающихся - увеличилась численность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, двигательными и речевыми нарушениями, а также другими расстройствами, отражающимися на динамике социализации.
Таким образом, сложившаяся ситуация обусловливает поиск новых подходов к организации трудового обучения, профессиональной подготовке учащихся и трудоустройству обучающихся с умственной отсталостью.
Так, в последние годы пересмотрен перечень рекомендуемых в школе трудовых профилей, поскольку традиционно умственно отсталым учащимся предоставлялся сравнительно небольшой выбор, а для девочек он, как правило, ограничивался швейным делом. Учитывая гетерогенный по уровню обучаемости состав классов коррекционной школы, в образовательном процессе все больше используются методы дифференциации и индивидуализации процесса обучения. В целях повышения эффективности трудового обучения внедряются новые образовательные технологии.
Особое значение при организации трудовой подготовки и профориентации придается комплексному сопровождению учащихся с нарушениями интеллекта. Большинство ученых и практиков разделяют мнение, что трудовая допрофессиональная и профессиональная подготовка умственно отсталых учащихся, их профессиональная ориентация, несмотря на сложность и трудоемкость, может быть успешна при условии консолидации сил школы, органов управления образованием, партнеров, общественности, власти и родителей. В связи с этим в проекте решается задача, касающаяся не только обновления содержания трудового обучения и использования инновационных подходов к трудовой подготовке, но и создание условий для дальнейшего успешного трудоустройства выпускников.
Для коррекционной школы в отличие от обычной общеобразовательной средней школы в приоритете стоит именно успешная социализация учеников. В то время, как в обычной школе, большинство выпускников с этим справляется самостоятельно за счет стандартных, не ограниченных по состоянию здоровья, навыков и умений.
Текст: Sofi Russo