Найти тему
DakhtinRV

Немецкая пропаганда и её влияние на дестабилизацию обстановки в Российской Империи во время Первой мировой войны

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, стала началом кардинального изменения практического применения пропаганды. Воюющие страны с самого начала войны начинают создавать органы, которые в дальнейшем будут влиять на общественное мнение. Задача пропаганды – заставить массы поверить в правильность избранных правительством решений. По совокупному определению пропаганда – это информационно-психологическое воздействие. В рамках войны подобный метод зачастую является самым главным для поднятия духа патриотизма и мобилизации населения для военных нужд.

Германская Империя, объявившая войну Российской Империи, Франции и принявшая вызов от Британской Империи, с первых дней запустила процесс пропаганды необходимости защиты от стран-противников непосредственно внутри государства. Однако давление на массы во время Первой мировой войны велось также в иностранных государствах. В Германской Империи зарубежной пропагандой занимался печатный отдел министерства иностранных дел. Например, в Бухаресте немецкий посланник закупал у землевладельцев продукты по завышенной стоимости, чем добивался их расположения. На начальном этапе немецкая пропаганда не приносила достаточно положительных результатов. Тогда было создано Центральное бюро для пропагандисткой работы за границей. Бюро выпускало брошюры, книги, журналы и т.д. Также, Центральное бюро совместно с разведчиками занимались разоблачением некоторых политических деятелей (например, английского посла в России Дж. Бьюкенена). Сила пропаганды заставила массы немецких людей идти на фронт. Однако важной целью немецкого информационного давления в иностранных государствах было переманивание людей на свою сторону, а также дестабилизация обстановки внутри стран.

Немецкий пропагандистский плакат времен Первой Мировой войны
Немецкий пропагандистский плакат времен Первой Мировой войны

Российская Империя, воевавшая против Германии, постоянно сталкивалась с пропагандой немецких идей и пыталась воздействовать на российское общество. В июле 1914 года в Петербурге начинаются забастовки (французский посол Жорж Морис Палеолог утверждал, что это дело рук немецких агентов). После долгих раздумий Николай II публикует приказ о всеобщей мобилизации. 1 августа Германская Империя объявляет войну России. На Дворцовой площади патриотический митинг. Император поёт «Боже, царя храни!», стоя на коленях. Толпа штурмует посольство Германии на Исаакиевской площади и поджигает здание. Николай II под влиянием масс меняет название «Санкт-Петербург» на «Петроград» (массы считали, что «Санкт-Петербург» - это немецкое название, но оно голландское). Театры удаляют пьесы Гёте и Шиллера, оперы Вагнера. Доходит до того, что в журналах вместо немецкого слова «бутерброд» начинают использовать английское слово «сэндвич». Антигерманское настроение достигает высочайшего уровня.

Несмотря на высокий патриотический подъём, страна уже начинает раскалываться по политическим признакам. Многие высокие политические деятели обвиняют друг друга в немецкой пропаганде, обычные жители злоупотребляют антинемецкими настроениями и устраивают погромы. Центральное бюро пропаганды Германской Империи «подогревают» некоторые слухи о немецкой агентуре среди высшего командования армии, а также деятелей политических кругов России. Например, вторая армия генерала А.В. Самсонова не получила поддержки от первой армии генерала П.К. Ренненкампфа и была окружена. А.В. Самсонов кончил жизнь самоубийством. Все обсуждают немецкое происхождения П.К. Ренненкампфа и уверяют, что он немецкий агент и предатель. Его увольняют и начинается следствие. Органы пропаганды Германской Империи используют и иные методы. Они предлагают деньги (1 миллион рублей – 791 миллион рублей (на 2017 год) попавшим офицерам в плен, чтобы те убили Верховного главнокомандующего армии – великого князя Николая Николаевича. Немецкая пропаганда на практике показывала положительные результаты, но одним из главных факторов раскола внутри российского общества всё же была политическая нестабильность и отчуждённость правящего круга от народа.

Важной составляющей ведения борьбы на оккупированных территориях являлось переманивание армии, населения на немецкую сторону. Для этого Германия создавала «военные заграничные бюро», которые получали подготовленные для определённой территории материалы из Центра. Также, пропаганда велась и в армии противников. Немецкие органы выпускали листовки, в тексте которых был призыв к миру и описаны проблемы России. Иногда, немецкая пропаганда в брошюрах обращалась к военным от лица главнокомандующего или Императора. Когда печатные издания становились неэффективными, призывы стали пересылаться в России в пачках фотографической бумаги, шоколадных плитках и т.п. Реально действующей германской пропагандой было «братание». Это приём, когда специально обученные немецкие агенты, которые изучили язык соперников и обучились на курсах подготовки, призывают солдат воюющих стран перейти на их сторону. К концу 1917 года немцы начали открывать между окопами лавочки, продавая русским всё, что попадётся под руку, тем самым пропагандируя бессмысленность продолжения войны. Данные действия дестабилизировали обстановку в армии. Солдаты не хотели воевать против Германии. Немецкая пропаганда, которая тщательно изучила российское общество за годы войны, смогла развить идеи мира и остановить антинемецкий настрой в частях русской армии. К тому же, политические события в России способствовали размежеванию армии.

Немецкие пропагандисты использовали не только политические и миролюбивые идеи, но и опирались на религиозную самобытность жителей Российской Империи. Бюро вело агитацию среди мусульман Кавказа, целью которой было поднятие антироссийского настроения и сбор денежных средств на военные нужны Османской Империи. Это также дало свои плоды. К примеру, в Туркестане были образованы тайные комитеты, призывавшие восстать против России.

Информационно-психологическое влияние на иностранные государства со стороны Германии давало положительные результаты. Но Центральное бюро допускало ошибки. Например, выпуская брошюры, бюро выставляло противника в смешном виде, что было абсолютно неправильным, так как при реальной встрече в бою немецкие солдаты видели соперника в ином виде и зачастую были не готовы продолжать битву.

"Германская и австрийская военная пропаганда в юмористических листках все время пыталась представлять противника в смешном виде" - констатировал ответственный за пропаганду начальник германской военной разведки полковник Вальтер Николаи.

Немецкая пропагандистская открытка времён Первой Мировой войны "Русские пограничники"
Немецкая пропагандистская открытка времён Первой Мировой войны "Русские пограничники"

Немецкие органы пропаганды на начальном этапе войны не до конца понимали своё назначение, что приводило к постоянному изменению материалов. После первых крупных боёв Германская Империя смогла изучить соперников не только в военной сфере, но и идеологической. Таким образом, помимо качественных подготовленных материалов в виде печатных издательств начали появляться курсы обучения пропагандистов, на которых изучались языки соперников, а также идеологию, религию и положение общества в воюющих странах. В определённый момент пропагандистская деятельность позволила немцам совершить несколько крупных манёвров и выйти в лидеры в Первой Мировой войне. Немецкая агитация способствовала расслоению российского общества на «немецких шпионов» и своих. Так получилось, что антигерманское и антинемецкое настроения в Российской Империи дали преимущество Германии над русской армией. Самая главная цель немецкой пропаганды в отношении России была достигнута.

Первая Мировая война дала толчок к развитию системы пропаганды. Она вышла на новый уровень. В последствии пропаганда также будет использована воюющими странами во время Второй Мировой войны. После многих десятилетий средства влияния на массы перестанут связывать с войной. К тому же, информационная сфера с появлением сети Интернет и развитием средств массовой информации позволит применять пропаганду и агитацию во всех сферах жизни общества и по различным целям. Конечно, воздействие на массы применялось и до Первой мировой войны, однако начало прогресса информационно-психологического влияния связывают именно с началом войны.