Найти в Дзене
История слова

О выражении «смертная казнь»

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского (1864 год). Изображение из открытых источников.
Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского (1864 год). Изображение из открытых источников.

Мне неоднократно приходилось читать, что словосочетание смертная казнь не имеет смысла. Во многих статьях утверждается, что это плеоназм, речевая ошибка, при которой слова в рамках одного выражения дублируют значения друг друга. Казнь — это лишение человека жизни в качестве наказания, поэтому любая казнь по определению смертная. В некоторых словарях даже прямо сказано “казнь — то же, что смертная казнь” (Толковый Словарь Д. Н. Ушакова).

Если и так ясно, что казнь всегда предполагает смерть, почему же тогда вообще возникло это выражение? Давайте разбираться.

Сегодня казнь однозначно подразумевает санкционированное убийство, но всегда ли это было так? Оказывается, нет. В прежние времена слово казнь было синонимом понятия наказание или кара. А наказания могут быть разными. Достаточно вспомнить “Десять казней египетских”, из которых лишь последняя была смертельной для людей (первенцев).

Легко заметить, что казнь и наказание — однокоренные слова. Они также родственны глаголам сказать, приказать, указать, рассказать и т. д. То есть изначально все они связаны с речью и происходят от праславянского *kazati (sę). Это слово сохранилось в современном украинском (казати) и белорусском (казаць) в значении “говорить”. Есть этот корень и в других славянских языках. Примечательно, что по-польски skazać значит “приговорить, осудить”.

Со времени правления Ивана III на Руси практиковалась так называемая “торговая казнь”. Она была официально введена судебником 1497 года и заключалась в публичной порке кнутом, проводившейся на торговой площади города (отсюда и название) или в другом общественном месте. В Москве торговая казнь до 1685 г. происходила на Красной площади, затем перед Спасскими воротами, в Санкт-Петербурге — на Троицкой площади. Такая казнь назначалась за не самые тяжкие преступления (например, за матерную брань) и, в принципе, не должна была приводить к смерти. Впрочем, палач мог и перестараться…

Относительно недавно существовало и еще одно понятие — “гражданская казнь”. Она также не предполагала смертельного исхода. Гражданская казнь применялась исключительно по отношению к представителям дворянского сословия. Это был, скорее, ритуал лишения дворянина его привилегированного статуса. Осужденному зачитывали приговор, срывали с него мундир и ломали шпагу. Применялся этот вид наказания и в Европе, и в России. Такой казни в 1826 году подверглись многие декабристы (повешены были только пятеро). Причем обряд ее проведения был разработан лично императором Николаем I. В 1864 г. гражданская казнь была совершена над Н. Г. Чернышевским.

Таким образом, если рассматривать явление в его историческом развитии, приходится признать, что казнь может быть и не смертной. Следовательно, в словосочетании смертная казнь дублирования значений нет, и его нельзя считать плеоназмом.

Гражданская казнь Альфреда Дрейфуса (1894 год). Изображение из открытых источников.
Гражданская казнь Альфреда Дрейфуса (1894 год). Изображение из открытых источников.