Найти в Дзене
Уральский историк

Белогвардейский рай в Китае

В августе 1945 года советские войска вошли в Трехречье на территории Китая. Так завершилась сказка о «казачьем рае» в Маньчжурии. Попытки создать «казачий рай» - Желтугинскую казачью республику на территории Китая казаки делали задолго до революции. Причем населения  там было в три раза больше, чем в Трехречье в самые лучшие времена.  Но Желтугинскую республику разогнали китайские войска и следующий «казачий рай» казаки в Китае строили под строгим присмотром сначала китайской, а потом японской администрации.

В основном в Трехречье обосновались забайкальские казаки. По началу их  было порядка 2-3 тысяч человек. У историков-белодельцев на этот счет данные сильно различаются.

Но почему так мало?

Смотрим Википедию: в 1916 году население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек. 

Отлично! Силища! Как утверждают историки-белодельцы большая часть этого казачества участвовала на стороне прояпонского атамана Семёнова в гражданской войне.

А «…после поражения атамана Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трёхречье)».

Это тысяч сорок должны было ломануть в Китай. Но, нет. В Трехречье оказывается порядка двух-трех тысяч человек всякого сброда.

И все же, почему так мало? И зачем вообще бежали? В ДВР с которой они воевали частная собственность была узаконена. А после присоединения ДВР к Советской России частная собственность была восстановлена и на территории СССР. Сельский нэпман аж до начала тридцатых годов мог держать до 50 батраков.

Надо полагать на китайскую сторону ушли скотоводы. Они просто откочевали через р. Аргунь на китайскую сторону.

Забайкальские казаки
Забайкальские казаки

Они обустроили поселения по берегам Гана, Дербула и Хаула. Здесь же нашли приют и кочующие инородцы – буряты, тунгусы. Это привело к развитию соответствующего типа станичников – забайкальских хозяев с многочисленными стадами, табунами и пашнями.

Преобладающим населением в этих краях являлись монголы, китайцы и русские, прочно осевшие в Трехречеье. В долине р. Гана русских – 943 чел., р. Дербула – 794, р. Хаула – 162, р. Аргуни – 1162. Таким образом, всего русских – 3061 чел. 

Постепенно наспех сколоченные постройки и землянки заменялись прочными избами. Усадьба огораживалась забором, появлялись хозяйственные постройки. В некоторых поселках, например – В. Кулях – осели старообрядцы, построили здесь свои церкви.

Стремлению к формированию в Трехречье оседлых поселений способствовала китайская администрация. Эти забайкальские казаки были кочевниками, их сделали земледельцами принудительно. 

В частности, китайскими властями в обязанность поселковых старшин вменялось принуждение поселенцев к распашкам, препятствие в разрешении на переезд в другие районы, при разрешении же переезда запрещалось продавать и разбирать постройки для их переноса.

Управляли беженцами помимо Полицейского управления, находившегося в пос. Щучьем, особый местный орган – Заведующий беженцами и институт старшин с помощниками.

Заведующий беженцами назначался Начальником Провинции и подчинялся начальнику Полиции или его помощнику. 

В Трехречье главными занятиями населения являлись скотоводство, земледелие, торговля и охота. Общее число лошадей в Трехречье составляло около 2000, рогатого скота – 10 000, овец – 28 000. 

Количество скота обычно и называется белодельскими авторами как главный критерий «казачьего рая» в Трехречье. Но у скотоводов-казаков бурятской национальности всегда скота было много. Скот являлся главным мерилом достатка. По этой причине нельзя по количеством скота сравнивать достаток скотовода и земледельца!!!

Многочисленные стада рогатого скота поселенцев и кочевников способствовали возникновению маслодельных заводов с отделениями по скупке молока. К середине 1920-х гг. в Трехреченском районе было три завода: Шведский завод Тернлюма в В. Кули с отделением в Лабдарине; завод Продовольственно-Промышленного Товарищества в Щучьем и завод  маслодельной артели. 

Однако, как признают даже белодельские авторы, работа маслодельных артельных заводов, несмотря на благоприятные условия, в которых они находились, была малопродуктивна».

Перекочевав в Китай распашкой земли казаки занялись только в 1924 году под нажимом местных властей.

Кроме того, причинами развития земледелия стали дороговизна забайкальского хлеба и  удаленности от железной дороги.

Напомню, до 1935 года, когда КВЖД была продана японцам, на этой железной дороге жили и работали граждане СССР, функционировали советские органы и организации.

Пришедшие к власти в Маньчжурии японцы любили порядок и отправили в 1933 году майора Симоного Кенузи пересчитать русскоязычное население в Трехречье.

Майор насчитал 5519 русскоязычных. Трехречье - территория приграничная, а японцы собирались завоевать Дальний Восток с посильной помощью того русскоязычного сброда, который оказался в Трехречье.

В июне 1935 г. начальник Хайларского отделения русской фашистской партии Ф.Сиваченков писал: 

«В 1931 г. в г. ХаЙларе возглавлял фашистскую партию некто Гаврилов, и в эту пору очень многие казаки пошли в партию ... Наши фашисты-казаки связаны с Трехречьем родством и знакомствами, часто выезжают туда и везут понемногу литературу, и в среде наиболее близких людей ведут фашистскую пропаганду. Таким путем мы не создаем движения, но будем иметь небольшие кадры своих людей, разбросанных по всему Трехречью, которые в случае изменения обстановки явятся теми организаторами, вокруг которых начнется группировка сочувствующих нам сил».

Благодаря японцам в «столице» Трехречья Драгоценка (ныне Саньхэ), при японцах - г. Найрумту, стала походить не на кочевое стойбище, а на современный по той поре поселок. Открылось множество китайских лавок, торгово-промышленная фирма «И. Я. Чурин и К°», филиалы японских торговых фирм «Хаяси канэ», «Томе боеки коси», «Мансю тикусан кабусики кайся», резиденция губернатора Южно-Аргунского хошуна. В Драгоценке располагалось казачье станичное правление, отделение бюро российских эмигрантов, главное лесничество, отделение японской военной миссии и даже небольшой гарнизон Кватунской армии. 

Поселок имел вид небольшого городка или большого сибирского села-станицы. Имелись кирпичные здания, но большинство домов было бревенчатой кладки с большими загонами для скота. Водой поселок снабжался из ключа, который не замерзал зимой. В домах было электрическое освещение. Японцы провели в поселок междугородний телефон.

Перечисление всех микроучреждений займет много места. Чтобы понять масштабы достаточно сказать, что из 3300 жителей столицы «казачьего рая» русскоязычными были меньше половины, примерно 1500 человек.

И на такой крохотный населенный пункт в Драгоценке имелось четыре китайских дома терпимости и один японский!!!

Это не совок: услуги максимально приближенные к населению.

Однако даже у этих «забайкальских казаков» изредка просыпалось чувство собственного достоинства.

Так, в августе 1935 г. в Трехречье произошло восстание казаков, окончившееся убийством поселкового атамана генерала Тирбиха, его адъютанта и нескольких японских офицеров и солдат. Кстати, генерал Тирбих был в прошлом начальником семеновской контрразведки, отличался особой жесткостью и был убит вскоре после возращения в Маньчжурию из Шанхая. 

Ну и как итог «казачьего рая» в Китае демографические данные на 1972 год: «…во всем Трехречье насчитывалось 23 человека русских и около 8 тысяч жителей от смешанных китайско-русских браков». 

Да и те что остались как пишут исследователи, говорят на русско-китайском пиджине: моя твоя не понимай…

История всё расставила на свои места!