Найти тему
Усталый Грундтвиг

Датская идентичность (Danskhed)

Датчане празднуют освобождение от немецкой оккупации 5 мая 1945 г.
Датчане празднуют освобождение от немецкой оккупации 5 мая 1945 г.

Нация скромных и ранимых?

Говоря о национальном характере датчан, следует отметить их болезненное внимание к тому, как их страну воспринимают со стороны. Можно привести интересный эпизод, связанный с британским послом в Дании Робертом Моулсвортом (Robert Molesworth), написавшем в 1692 г. книгу о Дании и датчанах, где он критиковал датский абсолютизм и дал нелестную характеристику стране в целом. Лишь два обстоятельства в глазах посла скрашивали общую тусклую картину – красивые женщины и высокая грамотность населения. Датчане в свою очередь предпочитают цитировать только два лестных для себя момента и не обращать внимания большую часть критики.

-2

Даннеброг (Dannebrog) и повседневный национализм

Одной из наиболее заметных проявлений повседневного национализма в Дании является отношение датчан к национальному флагу – Даннеброгу. Первое, что бросается в глаза – это вездесущность данного национального символа в отличие к примеру от британского «Юнион Джека», который вызывает в разных частях Соединённого Королевства противоречивые чувства и вовсе не является неотъемлемой частью повседневной жизни как в случае датского флага, который можно увидеть и в аэропортах и на праздновании дня рождения. Отдельное место в поддержании национальной идентичности занимает датская система образования, так как уникальной особенностью датского общества является то, что человека на протяжении всей его жизни окружают педагоги и при этом сам человек выступает педагогом для других людей, направляя и помогая им ориентироваться в обществе. Отчасти с либеральной точки зрения такая особенность воспринимается как вмешательство в личную жизнь других людей. Но есть и представление о том, что датчане – коллективные индивидуалисты

Грундтвиг и датский национализм

Истоки современной национальной идентичности датчан тесно связаны с грундтвигианизмом (grundtvigianisme), комлексом идей священника, философа, литератора и просветителя Николая Грундтвига. Народные школы (folkeskoler), кооперативное движение (andelsbevægelse) и ценности свободных крестьян (bondeværdier) в 19 в., веке расцвета европейского национализма, заложили фундамент датской идентичности. Существует распространённое представление о том, что датчане как нация в 19 в. стали менее связаны с государством как таковым, а скорее с представлением о «датском народе». Возможно это связано с тем, что собственно датское национальное государство образовалось в результате поражения в войне 1864 г. с Пруссией и Австрией, когда немецкие Шлезвиг-Гольштейн и Лауэнбург перешли к Пруссии. То есть в отличие к примеру от Германии и Италии, которые создавали свои национальные государства в результате победоносных войн, Дания стала гомогенным и компактным национальным государством в результате поражения. В этом отношении своеобразным отправным пунктом для современного датского национализма является поражение датской армии в битве у Дюббёльской мельницы в ходе войны 1864 г. Сама мельница также является национальным символом Дании. Датчане, кстати, не единственные, кто зачастую придаёт своим поражениям национальную значимость. Здесь можно вспомнить и британцев с Дюнкеркской операцией и Атакой Лёгкой бригады под Балаклавой.

Даже социал-демократы в Дании делали упор скорее на борьбе за справедливость для всего датского народа, а не на отстаивании интересов сугубо рабочего класса. Грундвигианизм и «народность» («folkelighed»), таким образом, являются столпами датской идентичности.

Зарождение датского национализма

Многие историки связывают первые ростки датского национализма со второй половиной 18 в., когда после казни Иоганна Струэнзе в 1772 г. был принят закон, по которому, только рождённые на территории Королевства Дания могли поступать на государственную службу. Однако важно учитывать, что на тот момент территория Дании включала Норвегию и немецкие герцогства Шлезвиг и Гольштейн, а также Гренландию и Фарерские острова, а ключевым всё же являлся статус подданного короля, а не гражданина. Другие исследователи считают, что современный датский национализм формируется в связи с принятием первой конституции Дании 5 июня 1849 г. и упразднением абсолютизма, а также датско-прусскими войнами 1848-1850 гг. и 1864 г. Хотя первую войну правомерно рассматривать в качестве гражданской, так как боевые действия велись против сепаратистов Шлезвиг-Гольштейна. В это же время рождественские ёлки в Дании также приобретают «национальный оттенок» - их начинают украшать Даннеброгом.

Датская идентичность и иммиграция

Датское национальное государство появилось в результате военных поражений и постепенной потери собственно недатских территорий. Неудивительно в этой связи, что для многих символом настоящего датчанина остаётся Кристиан IV, который развязал разорительные для Дании серию датско-шведских войн. Однако отсутствие имперского опыта и гомогенность общества затрудняют адаптацию иммигрантов в датское общество, так как мультикультурализм исторически не свойственен датчанам.

История Дании
0