ПРЕДИСТОРИЯ: первым в творчестве Пикассо считается, пронизанный тоской, голубой период (1901-1904) - холодные оттенки синего и серого демонстрируют незримый отпечаток сильного одиночества и даже смерти ➡️ ПОЧЕМУ? Потому что в 1901 кончает жизнь самоубийством близкий друг Пабло Пикассо художник Карлос Касагемас.
👇
Начиная с 1905 года, года создания "Девочки на шаре", настроение картин Пикассо ощутимо меняется - его монохромная синяя гамма постепенно рассеивается, туда вторгаются розовато-пепельные оттенки. Наступает оптимистичный розовый период.
В "Девочке на шаре", изображающей бродячую труппу акробатов, нас интересуют ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ:
1️⃣ Хрупкая юная гимнастка в голубовато-сером трико, которая кажется продолжением шара, и массивная фигура атлета на переднем плане.
2️⃣ Неустойчивая грация движений девочки и, словно вросший в землю мужчина, по-египетски царственно восседающий на кубе.
3️⃣ Округлые изгибы тела героини, повторяющие форму шара, и угловатая фигура атлета, уподобленная кубу, на котором он сидит.
4️⃣ Легкость баланса артистки, пальцы ног которой едва касаются шара, и тяжеловесная мощь атлета, превращающая его буквально в олицетворение понятия устойчивости.
5️⃣ Естественность движений девочки и геометрическая статика мужчины.
Хрупкость героини подчеркивает силу атлета, массивность фигуры которого, в свою очередь, оттеняет изящество юной циркачки и защищает ее от жестокой действительности.
❗Эта картина ПРО ПОДДЕРЖКУ: циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты (модернисты), считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга.
Именно поэтому девочка будто бы опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено.
"Девочка на шаре" - это ПРО ИДЕАЛЬНУЮ ГАРМОНИЮ РАВНОВЕСИЯ, где один невозможен без другого. Как две идеальные геометрические формы - шар и куб.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм