Найти тему
Дмитрий Селютин

Какому бизнесу в России пришел конец, а кому можно еще побарахтаться?

Недавно Набиуллина сообщала, что по итогам весенней самоизоляции прибыль банкстеров обрушилась почти в 200 раз, однако, ситуация “не пугающая”.

После этого, Минфин впервые за несколько лет не раскрыл долю дефицита бюджета в ВВП.

Наконец, не стоит забывать, что начиная с сентября-октября существует ненулевая вероятность нового карантина.

Как известно, существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Когда реальность столь ужасна, что сову на глобус уже не натянешь - цифры просто перестают публиковать или делают вид, что “так и надо”, это, мол новая нормальность.

В связи с этим, чего ждать от экономики ясно не до конца - цифр нет или им трудно верить. Сами пострадавшие “от бизнеса” зачастую тоже доверия не внушают.

Тут надо понимать, что у страха глаза велики - бизнес, потерявший 20% выручки, будет просить о льготах и поддержке громче тех, кто потерял вообще все. (Потому что те, кто потерял все - уже ушли за пособием по безработице и на биржу труда и не отсвечивают в медиапространстве).

Так что реальный счет в партии “экономика и бизнес против ковида” ясен не до конца: с одной стороны, вымерли рестораны, отели, бьюти индустрия. С другой стороны, парикмахерская - не завод; ее всегда можно сравнительно дешево запустить с нуля, когда все кончится.

В этой связи интересным свидетельством эпохи представляется статья “Какому бизнесу в России пришел конец, а кому можно еще побарахтаться?” в блоге небезызвестного Артемия Лебедева.

В статье у 15 предпринимателей (реальный малый и средний бизнес) рассказывают о своем бизнесе в сентябре 2019 - тогда тоже можно было говорить о кризисе, “налоги растут” и снижении покупательской способности.

До ковида и карантина было еще полгода.

Через 9 месяцев, в мае 2020, у тех же предпринимателей еще раз спрашивают о состоянии дел: выжил ли ваш бизнес? что делать дальше? имеет ли смысл бороться? что с продажами и клиентами?