Найти тему

Уроки о Воспитании: когда дерзость называют свободой? В чём обязанность родителя

Оглавление
Фото: Икона Житие Иоанна Златоуста; Православие ру.
Фото: Икона Житие Иоанна Златоуста; Православие ру.

Введение

В своем труде «Уроки о Воспитании» Святитель Иоанн Златоуст обращается к родителям и объясняет им их ответственность за души своих детей перед Господом: «Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии – долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некотором рода детоубийстве». Любой ребенок, дарованный нам Богом, - это поприще нашего труда, это наш Крест и наш путь ко спасению. Бог дает родителям власть над детьми, «вложил в природу такое влечение (родителей к детям), чтобы поставить родителей как бы в неизбежную необходимость пещися о детях», но и спрашивать будет строго: «жестоко наказывает нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал». Невозможно успешно бороться с теми грехами, которые мы попускаем себе, поэтому автор советует быть для детей «примером благочестия», примером нравственного императива: «Итак, образовать и упорядочить себя и их – вот наша обязанность».

Иерархия Ценностей

Говоря «упорядочить», святитель имеет ввиду, что родителям необходимо выстроить правильную модель ценностей и, в первую очередь, христианских. Ведь по сути дела духовное совершенствование – главная задача родителей и цель всей христианской жизни: «отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы». Поэтому необходимо с раннего детства приучать детей к духовной жизни. Он остро критикует ситуацию, когда родители более пекутся о светском образовании, чем о приобретении «богатства благочестия, которое пребывает постоянно, сопровождает нас и по смерти». Потому что все мирское богатство «не перейдет в вечность», когда как духовное воспитание принесет пользу не только здесь, на земле, но и там. Утверждая вышесказанное, автор ссылается на обещание Самого Господа: «ищите прежде Царствия Божия… и это все приложится вам» (Мф. 6:33). То есть кто стремится к духовному, тот получит и земное. И это не значит, что дети должны стать монахами: «Нет надобности быть ему монахом. Сделай его христианином». Вкладывая все средств и силы для получения их светского образования, но не давая Божественных истин, «мы и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными!» Все это святитель говорит не для того, чтобы запретить это образование, а именно расставить приоритеты и «чтобы не привязались к нему исключительно». Другими словами, Святой Иоанн напоминает нам, чтобы родители помимо светского обучения и воспитания «образовывали» и религиозное.

Фото: Фото: Дети в церкви; РЦ Самарянин
Фото: Фото: Дети в церкви; РЦ Самарянин

Религиозное Воспитание

Очевидно, что ребенок сам по себе далеко не всегда способен различить добро и зло. Именно религиозная жизнь помогает в душе ребенка сформировать твердые критерии добра и зла. «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности». Естественным и общепринятым способом религиозного воспитания в семье, прежде всего является посещение церкви, участие в богослужениях и Таинствах, чтениях Священных Книг и домашняя молитва. Именно отсутствие в семьях религиозного воспитания возмущает святителя: «Мы позволяем им посещать зрелища, а чтобы не убегали церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно – о том мало заботимся». Родители беспокоятся и требуют отчета о том, что пройдено в светских училищах, но не требуют отчета о том, что «они слышали в дому Господнем?» И если бы родители ограничивались только тем, что не давали бы детям никаких духовных ценностей, но чаще совершают большее зло - «побуждают детей к противному».

Фото: Рисунки древней живописи; Православный портал
Фото: Рисунки древней живописи; Православный портал

Нравственное Воспитание

При отсутствии религиозного фундамента, родители искажают и нравственное воспитание детей: «нечестие прикрывают благозвучными именами». Святой отец приводит примеры этих искажений, когда дерзость называется свободой, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством и т.д. Но и этого мало. Доходит до того, что христианские добродетели «называются противными именами»: кротость воспринимается как трусость, справедливость называют слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием.

И вот уже в пример приводятся не «прославившиеся на Небесах», а земные господа. А приводя их как образец, святитель обращает внимание, что вселяете в детей своих «самые неистовые страсти – сребролюбие и … тщеславие». Получая такие примеры и возрастая в таких страстях, душа ребенка уже не может и помыслить о чем-то добром.

Вместо добра внушается детям зло не только словами и примерами, но и самими делами. Окружая детей роскошью – «омрачаете их души». Заботясь о внешнем, совсем забываем «внутреннего человека». «Вы все делаете, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош – об этом и подумать не хотите».

Фото: Картина А.И. Корзухина "Возвращение из города"; deti.mail.ru
Фото: Картина А.И. Корзухина "Возвращение из города"; deti.mail.ru

Долг родителя - заботиться о нравственном воспитании. Святой Иоанн Златоуст предлагает рецепт такого воспитания – быть внимательными к грехам детей, «овладевать первыми их впечатлениями». «Наложить узды» на пороки , когда они только начинают зарождаться у них. «Доброе» воспитание позволит родителям получить не только сына, который будет ограничиваться лишь «влечением природы», но в свою очередь он будет опорой родителей в старости. Святитель обличает родителей, которые не хотят брать на себя труда по исправлению своих детей: «Не исправляя их – делаетесь их сообщниками!» Он сравнивает таких родителей с варварами, которые доводят душу ребенка до «рабства, опустошения и пленения». И, наоборот, если прикладывать усилия по обузданию пороков в начале и с первого возраста, «ставить пределы», то в будущем он не будет иметь в больших усилиях, потому что «привычка обратится в закон».

Фото: рисунки древней живописи; Азбука веры
Фото: рисунки древней живописи; Азбука веры

Заключение

«Бог крепко и тесно связал нас с детьми» - пишет Святой Иоанн. «Поэтому будем заботиться о них…, чтобы лукавый не похитил их у нас». Будем очищать сердце детей от низменных состояний и возносить его горе, к высотам духа. Для этого необходимо правильно расставить приоритеты в воспитании (Иерархия Ценностей), а следуя словам Апостола Павла: «Воспитывайте их в наказании и учении Господни» (Еф. 6:4) заниматься их Религиозным Воспитанием и Образованием, следить за нравственным поведением. Потому что «родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли». Будем же самоотверженно, но при этом спокойно, терпеливо и смиренно совершать наш труд, труд сотворчества с Творцом в созидании христианской души, труд, дарованный нам Господом ради нашего спасения.

Автор: Гузель Гурдус

Опубликовано: https://www.hss.center/

ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Благодарим вас за Ваши "Спасибо".

Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!

Желаем Вам Добра и Радости))