Дружный класс – это не только дружные дети, но и родители. Именно сплоченный коллектив взрослых становится фундаментом психологически комфортной атмосферы в классе, когда дети разного социального статуса, этнической принадлежности и с разными образовательными потребностями относятся друг к другу с уважением, становятся командой. Родители школьников должны стать примером взаимоуважения, толерантности для своих детей. Для того, чтобы построить такие отношения в родительском коллективе класса, необходимо придерживаться правил конструктивного общения. Их назвала психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Марина Архипова.
Первое правило, которого стоит придерживаться заключается в проявлении уважения к людям. Родители школьников общаются практически ежедневно, приводя детей в школу, забирая из кружков и секций, обсуждая вопросы в родительском чате. Даже если вы знакомы с другими родителями не первый год, придерживайтесь элементарных правил вежливости, сохраняйте уважительный дружелюбный тон и обращение на «вы».
Второе правило – проявляйте толерантность. Наверняка, в вашем коллективе есть родители с разным уровнем родительского опыта, разных конфессий и социального статуса, представители самых разных профессий. Порой в родительском чате появляются вопросы, которые могут кому-то казаться наивными, а ответы на них очевидными, но это не повод для раздражения: если у вас есть полезная информация, поделитесь с другими, если вам нечего сказать по существу, то просто промолчите. Это лучше, чем начать накалять обстановку.
Третье – «Отвергая, предлагай». Обычно родители активно обсуждают события, в которых примет участие весь класс. В основном, это экскурсии и праздничные мероприятия. Если вы не согласны с идеями, которые предлагают другие, то лучше свое мнение подкреплять аргументами, а не просто критиковать и высмеивать чужие мысли. Прежде чем обрушить на активистов свое негодование, подумайте, какую идею могли бы предложить вы сами? Откровенно говоря, вам повезло, если среди родителей есть люди, которые пытаются разнообразить жизнь класса и готовы нести на своих плечах все организационные хлопоты. Вам никогда не хотелось поблагодарить их за это?
Четвертое правило заключается в том, чтобы отзываться о людях с позиции поступка, а не самого человека. Неотъемлемая часть общения родителей – обсуждение произошедших в классе событий. Если вас что-то беспокоит, не спешите писать в общий чат – обратитесь к классному руководителю. Всегда лучше узнать информацию из первых уст, а затем выработать совместную стратегию. В личном общении с другими родителями постарайтесь воздержаться от фраз «ваш ребенок такой…». Лучше объяснить, почему вы считаете поступок данного ученика неприемлемым, какие чувства его действия вызвали у вас и вашего ребенка.
Пятое правило – старайтесь стать частью общего дело. Такие ситуации помогают родителям ближе познакомиться, лучше узнать друг друга, почувствовать свою причастность к чему-то общему, пережить общие положительные эмоции, найти единомышленников. Если не знаете с чего начать, то лучше обратиться к классному руководителю, так как он точно знает, как вы бы могли участвовать в жизни класса и школы. Родители – партнеры образовательной организации: объединяясь ради достижения общих целей, вы подаете прекрасный пример для своих детей.