Найти тему
Я - инженер

В чем лучше проектировать: в 2D или 3D?

Прогресс не стоит на месте в том числе и в сфере проектирования. Сейчас одним из важных требований к конструктору зачастую является умение работать в программах трехмерного моделирования. Тем не менее, есть еще много организаций, работающих в 2D.

Так что же лучше? Может те, кто работает в 2D - отставшие от жизни динозавры? Или может проектирование в 3D не имеет смысла, кроме красивой визуализации конструкции?

Отвечу сразу, причем анекдотом.

Шварценеггер купил однажды бензопилу,а через неделю приходит с ней обратно в магазин и говорит:

-Вот тут на ней написано,что можно срубить 300 деревьев.А я срубил только сто и она сломалась.

Продавец ему говорит:

-А вы правильно бензин заливали?

Шварценеггер:

-А разве сюда еще надо бензин заливать??

О чем говорит этот анекдот?

Только о том, что любым инструментом надо уметь правильно пользоваться. Поэтому, в умелых руках двухмерка будет творить чудеса, а в неумелых и трехмерка будет только вредить.

Фото из интернета
Фото из интернета

Вы спросите, как может вредить трехмерка?

Вот несколько реальных примеров из моего опыта.

Молодой инженер, узнав, что в трехмерке (Autodesk Inventor) можно проводить прочностной расчет. Он как раз закончил проект турника для занятий спортом. Быстренько наложив зависимости и нагрузки провел расчет. В итоге турник, сделанный из профильной трубы 30х30х3 (стойка и каркас) по расчетам не выдерживал нагрузки из ТЗ - 120 кг. Пришлось заставить его выполнить расчет одного плеча турника вручную методами сопромата. В данном случае, неточность расчета была вызвана неопытностью конструктора, недостатком знаний и, как следствие, неправильным выбором расчетной схемы.

Другой пример, из работы целого конструкторского отдела. Несмотря на установленную у всех программу Inventor, все работали в AutoCAD. Работа же в трехмерке служила исключительно для визуализации конструкции - для того, чтобы ее показать главному конструктору, который не умел работать ни в AutoCAD, ни в Inventor. Ему показывали обычные картинки отрендеренные из трехмерки. В итоге, получалось, конструктора выполняли двойную работу: рисовали сначала в 3D, а затем перерисовывали в 2D.

Еще один пример, уже опытный конструктор выполнял проект одного рамного ящика с выдвижной рамой под оборудование. Все бы ничего, но только трехмерную модель он делал около 2 с половиной месяцев, "вылизывая" ее до самых мелочей, отрисовывая и постоянно переделывая свою модель. При этом изначальный срок проектирования с выдаче КД стоял в 1.5 месяца, а получилось, что даже с помощью людей из смежного бюро, КД была выдана только через 3 месяца.

Ещё, на одном крупном заводе внедрение системы трехмерного проектирования началось с 2007 года и до настоящего момента не продвинулось дальше работы отдельных конструкторов в трехмерке с последующим оформлением двухмерных чертежей в АвтоКАД. И ведь все это время завод покупал каждый год дорогостоящие лицензии на десятки сотрудников.

Часто, одним из преимуществ трехмерки, называют отсутствие ошибок или возможность их быстро обнаружить. На самом деле, для исключения ошибок, необходимо внимательно проверять каждую деталь в сборке, либо работать по системе исключающей такие ошибки. Но при этом, мне доводилось работать с организациями, которые выстроили систему, исключающую подобные ошибки при работе в обычном автокаде. При этом в работе над проектом у них участвовали несколько разных бюро.

Таким образом, можно однозначно сказать, что двухмерка, трехмерка или, даже, кульман - это всего-лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться. Не просто пилить, как пилил деревья бензопилой Арнольд Шварценеггер из анекдота, а пилить/работать правильно и грамотно.

Более того, просто уметь работать в трехмерке или двухмерке настоящему инженеру - мало, даже совсем мало. Инженеру, в первую очередь, надо обладать знаниями как общетехническими, так и специализированными по своему профилю. А уж как применять эти знания при проектировании - в 2D или 3D - задача второстепенная.

Тем не менее, в конструкторском отделе нашей организации я запретил работать в Автокад под угрозой расстрела в близлежащем овраге :) Мы работаем только в трехмерке - Inventor, постоянно совершенствуя навыки работы. Могу сказать только одно, наша, пока ещё не совершенная система работы, позволяет нам работать эффективнее, чем у нескольких наших конкурентов, работающих в 3D и 2D.