6 августа 1943 года жизнь новосибирских школьников резко переменилась: мальчиков и девочек разлучили, развели не просто по разным классам, но и зданиям. Началась недолгая эпоха раздельного обучения — она длилась всего одиннадцать лет но до сих пор вызывает немало вопросов. Разберемся, зачем Советской власти было возвращаться к формату дореволюционных гимназий, а затем снова от него отказываться и что думали об этом сами школьники.
"А уголок живой природы есть у вас?"
"Самый красивый во всей школе!"
"А гимнастика есть у вас?"
"Есть! А на экскурсии вас водят?"
"Водят!"
Так звучит диалог из фильма "Первоклассница" 1948 года. Главная героиня Маруся возвращается с занятий и встречает во дворе соседа-ровесника Серёжу. Вместо того, чтобы подраться, как это обычно происходило в их дошкольном прошлом, дети вдруг начинают сравнивать свои школы - учителей, уголок живой природы, водят ли их на экскурсии. Наступает долгожданный для родителей мир между некогда заядлыми врагами.
Вообще, фильм "Первоклассница" это, пожалуй, лучшая иллюстрация периода раздельного образования в СССР. Девочкам нужно много времени, не только чтобы научиться писать чернилами и не ставить кляксы, но и освоить основы школьной дисциплины, и наконец, научиться дружить. Всё это происходит под присмотром классной дамы Анны Ивановны: чопорная, сдержанная, не позволяющая лишних эмоций, в строгом платье и с высокой идеальной причёской она, разумеется, напоминает преподавательницу дореволюционной гимназии.
Действительно, это был некий возврат к старым образовательным форматам. Раздельное обучение было весьма распространено в дореволюционной России. Почти сразу после революции от этой практики отказались по двум основным причинам: власть советов тогда вообще отказывалась от всего старого в пользу нового, а главное — уровень знаний, который давали мальчикам, был значительно выше. В 1919 году обучение сделали совместным именно из соображений равноправия. Результат был почти мгновенным: вскоре мужские и женские познания сравнялись и накануне войны руководство СССР вновь задумалось о том, чтобы сделать школы только мужскими и только женскими.
"Полное равноправие достигнуто во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни. Совместное обучение стало создавать затруднения педагогического и организационного порядка. Правильная организация учебно-воспитательной работы требует учёта особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами. Помимо этого, нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где еще не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки" - сказано в докладе Отдела школ ЦК ВКП(б).
Война сдвинула планы: раздельное обучение могли ввести ещё в 1941, но утвердили всё же в 1943 году. Реформа коснулась средних и семилетних школ Москвы и Ленинграда, столиц союзных республик и крупных городов. Новосибирск был и их числе.
Новосибирец Анатолий Булатов — свидетель эпохи, учился как раз в те самые годы. Сейчас ему 88 лет, но он отлично помнит, как происходила реформа.
"Мужская школа находилась в двух деревянных зданиях на улице Ленина, на месте нынешнего "Универсама", — рассказывает он, — Всё это как раз происходило во время войны и нас не особо волновало, с девочками учиться или без них. Я даже не помню, где тогда стали учиться девочки. Главное, что в школе выдавали белый хлеб. Я приносил его домой, мама резала на кубики и сушила сухари."
После войны мужские классы переехали в типовое здание школы на улице Горького. Оно стоит там и сейчас: до осени 1979 года его занимала десятая школа, а теперь помещения сдают коммерсантам.
"Мальчишки очень много хулиганили, — вспоминает Анатолий Булатов, — отключали свет, плевались на лестнице. И всё-таки время было тяжелое, послевоенное, голодное. В общем, даже в старших классах нам было не до девчонок."
Если дети практически не ощутили разницы, то общественность до сих пор продолжает спорить о плюсах и минусах раздельного образования. Сторонники склоняются к тому, что подход к мальчикам и девочкам должен быть разным. Так мужской школой, согласно советским инструкциям, должен был руководить именно мужчина-директор, знающий толк в жёсткой дисциплине и воспитании характера. Для руководства женской школой подыскивали строгую но справедливую директрису, которая бы привила девочкам любовь к домоводству и семейным устоям. Противники возражают, дескать, класс, где мальчики и девочки общаются на равных создаёт модель взрослого общества — дети должны учиться общаться друг с другом сразу.
В 1954 году совместное обучение вернули. За 11 лет система не только подверглась серьёзной критике, но и столкнулась с рядом вполне конкретных проблем. Стало элементарно не хватать помещений, школьников и школьниц рассаживали в коридорах и спортзалах (если вообще таковые существовали при школе), спешный подбор кадров был не качественным, зачастую в учителя брали кого попало.
Словом, было много поводов вернуться к совместному обучению. Но практика обучения раздельного в современной России осталась: в частности, в Новосибирске в "Университетской" гимназии. Но для большинства современных детей (да и их родителей) раздельное обучение остаётся весьма непривычным пережитком прошлого, о котором они читают разве что в рассказах и повестях Николая Носова.