(я не самый продвинутый финансист, но некие основы финансово-экономического "ликбеза" прошел еще в должности "красного директора" 90-х, а потому и считаю возможным чутка покопаться в нынешних отношениях финансистов-счетоводов и реальной экономики)
Вы что же, опять должны свой народ ещё два раза согнуть и опустить? За что? Почему? //Черномырдин В.С.//
Вот сейчас смотрю, уважаемые, на то, как происходит пусть медленная, с великим скрипом, но всё-таки трансформация модели управления нашей экономикой. Очень жалко, что столько времени было потеряно в угоду западным "партнерам", непозволительно много. Да и полной уверенности в оверштаге курса нет и быть не может. За эти годы у нас много чего изменилось, но мало что поменялось. Слишком сильны и финансово состоятельны те персоны во власти, которые еще недавно выступали проводниками прозападной либерально-рыночной экономики, которая фактически душила реальный сектор всей нашей хозяйственной системы. А мысль-идея нашего начальства о том, что руководить производством или, вообще, что управлять должны те, кто умеет хорошо считать деньги есть фатальная ошибка, ибо счетоводы никогда не смогут быть драйверами в промышленно-технологическом механизме "живых" производств. Это просто не их компетенция, но, что еще более критично - они нисколько не технократы. И на эту темы я уже не один раз высказывался на канале раньше. Однако, вернемся к теме.
Процесс изменения модели управления зримо запустился со сменой правительства и здесь, я скорее соглашусь с мнением, что мы, где-то, возвращаемся к лекалам СССР и строим "государственный капитализм". Напомню, что тогда, по всем признакам, у нас также был государственный капитализм, потому что реально, несмотря на общенародную собственность, никакие предприятия народу не принадлежали, да и никому из нас не было до этого никакого дела. И сейчас в правительстве и истеблишменте можно говорить о двух полюсах или центрах реализации методологии управления.
Первые, это приверженцы и последователи младореформаторов, а вторые - это государственники. Оплот первых был и остается - Минфин, во главе с министром Силуановым, имеющие консолидированную поддержку в лице Набиуллиной, Грефа и других, в целом, не публичных банкиров и финансистов. Да, ещё отметим, что практически все прежнее правительство Медведева было либерального толка, либерально-рыночной ориентации. И второй, новообретенный центр, заявляющей о своем видении будущего курса экономики России с большей долей государственного регуляторного участия. Ключевыми фигурами здесь являются Белоусов и Борисов, имеющие статус заместителей премьера. При этом советником у Белоусова служит академик Глазьев, который давно критикует теорию и практику нынешнего курса и реформирования, и управления в экономике.
Давайте очень коротко посмотрим на ту модель, которую навязали нам западные "партнеры" и, которая, впоследствии, вписалась-уложилась в прокрустово ложе принципов либерально-рыночной экономики под пафосным названием "Вашингтонский консенсус". Однако её "воцарению" предшествовал некий первоначальный этап хаоса, когда "невидимая рука рынка" принялась стирать реальную экономику нашей страны. Возглавил этот процесс либерально-рыночных реформ "гений экономики" Егор Гайдар. Вся суть этих реформ базировалась на тезисах выхода государственного регулятора из многих своих социальных обязательств, осуществлении глобальной приватизации и отпуске цен в свободное плавание.
Строго говоря, эта "шоковая терапия" социально-экономического бытия России, пребывавшей до того времени в условиях плановой экономики и жёсткого регулирования всего и вся государством, была, несомненно, и по факту самоубийственна. И, с точки зрения, правовой и моральной ответственности, думаю, по сути, преступна и сродни антинародному государственному перевороту. Россия могла просто раствориться на пространствах и территориях нынешнего Отечества в формате удельных княжеств. Мы должны были исчезнуть. Таков был замысел западных "партнеров", но, оказалось, что это против воли, и против промысла Создателя! Иного объяснения я просто не нахожу, а в случайности мироздания давно не верю.
Однако, вернемся к основным десяти принципам модели "Вашингтонский консенсус". Сюда относят: бюджетную дисциплину и акцентированность бюджетных расходов; налоговая политика, процентные ставки и обменный курс; торговый либерализм и прямые иностранные инвестиции; приватизация и дерегуляция; гарантированные права частной собственности.
Здесь нужно отметить, что в настоящее время часть этих принципов на практике у нас либо очень размыта либо, вообще, не актуальна, например, тема приватизации нигде не фигурирует в исполнительном статусе. Также наблюдается отход от всякого акцентированного расхода бюджетных средств, которые помимо социальной сферы целевым образом направляются на субсидирование и потребителей (тот же материнский капитал, услуги ЖКХ и др.), и товаропроизводителей, и дотации регионам.
Сложная тема с дерегуляцией, да, государство должно уходить с вопросов регулирования экономики, сокращать госсектор, но, необходимо быть реалистами и помнить шок 90-х, а потому требуется постепенный режим, некий, переходный период. И Путин еще в 2012-13 гг создал госкорпорации-холдинги и вернул через систему госзаказа контроль над сотнями предприятий, реанимируя цепочки технологических переделов и многие смежные производства. По некоторым оценкам доля госсектора в ВВП сегодня может достигать 70%! Вот вам и зримое подтверждение о становлении в России государственного капитализма.
Острая тема и, что называется на слуху, это процентные ставки и здесь в теории их должен формировать сам рынок капиталов, но если следовать жестко правилу, то мы загоняем себя в угол, ибо без дешевых кредитов вся наша экономика развалится. В погоне за низкой инфляцией, насаждаемой ЦБ и кураторами из МВФ, Минфин не может определить оптимальный порог, когда инфляция не размывает оборотные средства и не присутствует избыток денежных средств в обращении. Сегодня, банки никак не идут на длинные кредитные заимствования, которые были бы доступны для субъектов из реального сектора экономики. Нашей промышленности, предприятиям явно не хватает дешевых кредитов, что есть серьезный минус принятой системы монетарной политики.
Вот в правительстве сейчас и происходит борьба за слом нынешних ориентиров и парадигм пресловутой либерально-экономической модели. Вице-премьер Борисов, например, прямо говорит в интервью каналу РБК: " ... При плановой экономике Советский Союз обеспечивал темпы роста примерно на этих рубежах 5 - 6 % и это не было ни каким-то сверхдостижением, причём это достигалось на протяжении десятилетий. ... Ну, за счёт чего? Ну, за счёт того, что нужно, может быть отказаться от уже набившей оскомину монетарной политики и пересмотреть свои взгляды на развитие промышленности ведущих отраслей, что может являться катализатором, драйвером развития и всячески развивать эти направления... Сегодня другие времена: накоплена достаточно серьёзная подушка безопасности, у нас огромные золотовалютные резервы, одни из самых, может быть мощных в мире, у нас есть Фонд национального благосостояния, у нас огромные резервы денежных средств находятся у населения и нужно найти правильный механизм, чтобы вовлечь эти деньги в реальный сектор экономики. Мы, в конце-концов, имеем один из самых низких внешних долгов. Поэтому, мне кажется, что наступил совершенно другой период. К сожалению, экономику нельзя развивать без достаточного уровня инвестиций и сегодня обеспечение нужного инвестиционного климата, это, может быть, основная задача или, как говорят в математике, необходимое условие для развития нашей экономики." Далее он говорит, что нас интересуют инвестиции в реальный сектор экономики и если такие западные инвестиции будут идти, это хорошо, однако у нас есть много и собственных возможностей.
Вот и академик Глазьев прямо говорит о том, что "... в период реализации антикризисной политики не следует жестко ограничивать дефицит бюджета, финансируя его за счет внутренних источников и покрывая рост государственных заимствований путем эквивалентной эмиссии денег на рефинансирование коммерческих банков под залог государственных обязательств...".
Как понимаем, либералы и Минфин, сообразно указаниям Центробанка, жестко отстаивают принципы монетарной политики, что не дает возможностей полноформатного развития собственной отечественной промышленности. А, значит, не имеется никаких шансов создать альтернативный источник доходов бюджета взамен сырьевого. Нам не позволяют соскочить с нефтяной иглы. Мы не производим готовый продукт, не нарабатываем технологии и не развиваем прикладные науки, что, несомненно, есть путь деградации и превращение страны в ресурсный придаток для мировых драйверов экономики и транснациональных компаний. Очевидно, что такая модель управления экономики не может служить базой для реформ, призванных обеспечить достойный и комфортный уровень жизни россиян. Это явный тупик.
Понимание такого сценария для нашей экономики, видимо, и послужило причиной смены правительства. Наконец-то, наше высочайшее начальство осознало необходимость пересмотра самой модели управления экономикой, хотя первые шаги в этом направлении и были совершены еще лет 7-8 назад. Другое дело, что все эти шаги в силу наличия у власти персон из младореформаторов во многом были просто просаботированы или извращены до абсурда. А банковский сектор, на мой взгляд, и по сей день пытается никак не допустить полноформатного кредитования реального сектора нашей экономики, предпочитая короткие потребительские кредиты или там, где присутствуют гарантии государства. А частных состоятельных инвесторов, способных кардинально оживить нашу промышленность, увы, совершенно недостаточно для всей нашей экономики. Расчет на зарубежных инвесторов, подпадающих под различные санкционные ножницы, также сегодня несостоятелен. Мы должны рассчитывать только на свои ресурсы.
Для всякого успешного реформирования экономики требуется консолидация всех ветвей и структур нашей власти. Понятно, что любые трения и нестыковки в работе Кабинета никак не способствуют успешной реализации наших планов. Идти вперед с головой повернутой назад невозможно, а потому осенью следует ждать определенные изменения в работе правительства. Подождем.