Найти тему
Доверенное Лицо

Денонсация Кипра

Оглавление

03.08.2020 Минфин России официально заявил, что им с Кипром не удалось достигнуть с взаимопонимания по поводу изменений в действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. В связи с этим Минфин занялся подготовкой законопроекта о денонсации этого соглашения. Расторжение договоренностей с Кипром запланировано с 1 января 2021 года.

Напомним, что инициатором изменения действующего соглашения был Президент РФ, заявивший в своем обращении к россиянам о намерении пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Если партнеры не согласятся с предложенными условиями, как заявил Президент, Россия расторгнет эти соглашения.

Кроме Кипра, аналогичные предложения были направлены Мальте и Люксембургу. Пока о ходе переговоров с этими странами известно не очень много - судьба соглашения с ними еще не ясна.

❓К каким последствиям приведет расторжение соглашения с Кипром?

Прежде всего, будут затронуты интересы холдинговых структур, чья «голова» находится на Кипре, а дочерние компании – в России. Впрочем, на эту тему уже написано много статей, мы же хотели, как обычно, сосредоточится не на корпоративных налогах, а на личном налогообложении.

🔹Контролируемые россиянами компании, зарегистрированные на Кипре🔹

Здесь необходимо отметить два момента:

Во-первых, российский налоговый резидент, имеющий иностранную контролируемую компанию (КИК), обязан декларировать доход в виде прибыли КИК. Прибыль КИК определяется несколькими способами (статья 309.1 НК РФ), один из которых – на основании проаудированной финансовой отчетности компании. В этом смысле, для россиян – владельцев Кипрских КИК ничего не поменяется, в подавляющем большинстве случаев отчетность кипрских компаний и так аудировалась.

Во-вторых, сумма налога, исчисленного на прибыль КИК (по правилам российского налогообложения, п. 11 ст. 309.1 НК РФ) уменьшается на сумму налога, исчисленного в отношении этой прибыли по законодательству иностранного государства. Но! Если у России есть с таким государством Соглашение об избежании двойного налогообложения – то достаточно только «документального подтверждения» исчисления этой суммы налога. А вот если такого соглашения нет – как это будет после денонсации соглашения с Кипром – то необходимо еще получить заверение суммы налога от компетентного органа иностранного государства.

Т.е. россиянам - владельцам кипрских КИКов придется обращаться в налоговые органы Кипра за «заверением» суммы налога, исчисленного с прибыли этой компании по законодательству Кипра. Или платить налог в России со всей прибыли кипрской компании без возможности уменьшить сумму налога на налог, уплаченный (подлежащий уплате) на Кипре.

В некотором смысле данную проблему может решить предложенный Президентом «фиксированный налог на КИК», но уплата такого налога, очевидно, выгодна при доходе 38,5 миллионов рублей или выше.

🔹Иные доходы и двойное налогообложение🔹

Безусловно, кроме доходов в виде прибыли КИК, есть и другие виды доходов, как получаемые россиянами на Кипре, так и киприотами в России. Например, доход от сдачи в аренду недвижимости. По действующему соглашению, россиянин, владеющий кипрской недвижимостью уплачивает налог на доход от аренды на Кипре, а в России «доплачивает» налог на этот доход, если сумма налога, рассчитанная по правилам в России больше, чем сумма налога, рассчитанная по правилам на Кипре или вообще не платит налог в России, если налог на Кипре больше, чем рассчитанный по российским правилам. После расторжения соглашения, россиянину придется платить налог как на Кипре, так и в России, причем в России – с полной суммы дохода, без учета кипрского налога.

Собственно, после денонсации Соглашения любой доход, полученный россиянином на Кипре будет облагаться и на Кипре (если только там он не освобожден от налогообложения по законам Кипра), и в России.

🔹Вопросы валютного регулирования, обмена информации🔹

Валютный контроль, контроль операций по иностранным счетам российских резидентов, строго говоря, от наличия или отсутствия Соглашения об избежании двойного налогообложения – не зависят. Равно как от его наличия или отсутствия не зависит и автоматический обмен между Россией и Кипром информацией по финансовым счетам. А вот «адресный», по конкретному запросу компетентных органов, обмен информацией для целей налогового контроля – зависит от Соглашения. В частности, в Соглашении с Кипром – это статья 26. И отмена Соглашения фактически означает отмену и обмена между Россией и Кипром информацией для налогового контроля. Превратится ли при этом Кипр в «налоговую гавань» для россиян? Что ж, вопрос достаточно дискуссионный.

Ну и, конечно, в свете денонсации соглашения с Кипром очень интересна реакция Мальты и Люксембурга, уже получивших предложения о пересмотре аналогичных соглашений с Россией. И тех государств, которые еще такого предложения не получили, но, вероятно, могут получить до конца года.

Автор: Арсен Данелян, Руководитель проектов 𝗠𝗶𝗸𝗵𝗮𝗶𝗹𝗼𝘃 & 𝗣𝗮𝗿𝘁𝗻𝗲𝗿𝘀 𝗣𝗿𝗶𝘃𝗮𝘁𝗲 𝗦𝗲𝗿𝘃𝗶𝗰𝗲𝘀 𝗚𝗿𝗼𝘂𝗽

Если у вас остались вопросы, то мы всегда готовы провести консультацию. Переходите по ссылке, бронируйте удобное время, и мы поможем найти решение из сложной ситуации.