Россия — главный инвестор белорусской экономики с ежегодно растущим объемом накопленных прямых инвестиций, а Беларусь — ключевой для нее инвестиционный рынок в СНГ. Кто из наших восточных соседей и куда вкладывает деньги в отдельных отраслях — тема нового исследования Office Life и журнала «Бизнес-ревю»: «Российский бизнес в Беларуси». Первым объектом нашего внимания стала розничная торговля — огромный сектор, в котором российские компании сегодня занимают весомые места в продовольственном и fashion-сегментах, в продажах электроники и товаров для детей, в нишах жестких дискаунтеров и магазинов фиксированных цен и в наиболее динамично развивающейся онлайн-торговле.
Итак, топ-10 российских инвесторов в рознице Беларуси.
«АЛМИ» И ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ПОЖЕСТЧЕ
Мировой финансовый кризис конца 2000-х и последовавшая за ним рецессия закрыли путь на белорусский рынок гигантов российского продовольственного ретейла («Магнита» и X5 Retail) и заставили свернуть стартовавшие незадолго до обвала проекты с российским капиталом. Из ProStore вышли владельцы «Седьмого континента», обанкротился «Вестер» и продал единственный гипермаркет — курский «ГриНН». Кризис заставил корректировать планы владельцев «Белмаркета». В 2018 году этот утративший динамику в развитии инвестиционный проект Михаила Фридмана и Ко, был продан местной сети «Гиппо».
В итоге в настоящий момент в продовольственном сегменте участие россиян ограничивается тремя проектами. Это один из первенцев цивилизованной эпохи белорусской розницы — сеть «Алми-Закрама», а также захватившие наскоком только начавшийся формироваться сегмент жестских дискаунтеров «Светофор» и «Доброцен». «Алми» входит в десятку крупнейших ретейлеров страны по выручке, а конкуренцию российским «жесткодискаунтерским» брендам только недавно начал составлять «Грошык» от «Евроторга».
«Алми» — это проект уроженца Беларуси Александра Зарибко, который начал инвестировать в него, еще будучи совладельцем одной из крупнейших в свое время российских федеральных сетей «Виктория». В 2005 году он прибрел первый магазин «Закрама» в Минске. Сегодня подконтрольная бизнесмену сеть, состоящая из магазинов «Алми» и «Закрама», объединяет около 50 торговых объектов. До 2016 года под брендом «Алми» Зарибко работал и на российском рынке, но продал этот бизнес. В 2017 году бизнесмен приобрел франшизу и вывел на белорусский рынок нидерландский розничный бренд SPAR. В Беларуси открыто уже около десяти магазинов под названием Eurospar.
Владельцы «Светофора» (Сергей, Андрей и Валентина Шнайдеры) в 2017-м и «Доброцена» (Вадим Терещенко) в 2019-м заходили практически в пустой сегмент. На начало 2020 года они открыли около 50 торговых точек, и «Светофор» получил от местных конкурентов обвинения в «недобросовестной конкуренции». Министерство антимонопольного регулирования и торговли, аккумулировавшее эти жалобы, правда, не нашло им подтверждений. «Рыночным» ответом крупнейшего ретейлера страны «Евроторга» стал вывод в этот сегмент своего «представителя» — магазинов «Грошык».
РОССИЙСКИЙ «СВЯЗНОЙ» И МЕСТНЫЙ «МТС»
В каком сегменте белорусской розницы на протяжении последних лет доминирует российский капитал, так это в продажах смартфонов, малой электроники и аксессуаров.
В Беларуси объединенная сеть салонов связи «Связной» и «Евросети» (в ближайшем будущем сохранится только бренд «Связной»), операционно и юридически ставшая единым целым в 2019 году, насчитывает свыше 150 салонов. «Связной» появился на белорусском рынке в 2007 году, «Евросеть» — двумя годами ранее. Они несколько раз меняли владельцев. Сейчас ключевым собственником ретейлера является российский инвестор Олег Малис, блокирующий пакет в компании имеет Алишер Усманов. Развитие электронной коммерции заставило владельцев «Связного» и «Евросети» активно развивать онлайн- торговлю, а также расширять офлайновый бизнес за счет оказания дополнительных услуг.
Как в России, так и в Беларуси главным конкурентом «Связного» является собственная торговая сеть телекоммуникационной компании «МТС». На сегодняшний момент в ее состав входят около 90 салонов в свыше 30 населенных пунктах Беларуси. Сеть управляется совместной белорусско-российской компанией «Мобильные ТелеСистемы», в которой 51% доля принадлежит белорусскому государству, 49% — российской группе «МТС».
ОБУВЬ ОТ KARI И ТИШОТКИ ОТ «ТВОЕ»
В fashion-сегменте напрямую управляют своими белорусскими магазинами около десятка российских ретейлеров. А самые крупные бизнесы здесь создали владельцы сетей Kari и «Твое».
Проект Kari, который включает в себя магазины по продаже обуви, детских товаров и ювелирных изделий, в первой половине 2010-х годов запустил экс-владелец сети электроники и бытовой техники «Эльдорадо» Игорь Яковлев. В настоящее время под этим брендом работает свыше 1,27 тыс. торговых точек в России, Украине, Казахстане, Польше, а с 2013 года Kari присутствует и на белорусском рынке. Компания открыла здесь свыше 30 магазинов, которые по совокупной торговой площади входят в топ-10 проектов белорусского сектора non-food-retail.
Примерно столько же магазинов у другого российского проекта — «Твое». Его создал в начале 2000-х выходец из Бобруйска и владелец группы «Русский трикотаж» Игорь Юшкевич. Кроме розницы, в этом бизнесе серьезная производственная составляющая: продукция шьется на 14 фабриках России, Молдовы и непосредственно на территории Беларуси — в Барановичах, Бобруйске, Витебске и Кричеве.
«СИСТЕМНЫЙ» «ДЕТМИР»
В 2018 году российские владельцы вышли из капитала крупнейшей белорусской сети товаров для детей «Буслік», уступив свои доли польскому инвестору CDRL.
Но перспективная ниша не осталась без внимания российского капитала. В 2019 году свой первый супермаркет «Детмир» на территории Беларуси открыл российский ретейлер «Детский мир», входящий в АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенкова.
В настоящее время действуют восемь торговых объектов сети, расположенных в пяти городах. На 2020 год планировались масштабные инвестиции в онлайн-канал, и пандемия только подчеркнула необходимость его развития.
«ЗАФИКСИРОВАННЫЙ» ФОРМАТ
Крупнейшая российская сеть магазинов фиксированных цен Fix Price стала одним из создателей этого формата в белорусской рознице. И одним из крупнейших его игроков. Сегодня Fix Price насчитывает свыше 100 торговых точек, в которых в формате «все по одной цене» продаются товары из ассортимента дрогери, магазинов одежды, игрушек и канцелярских принадлежностей.
Владельцами Fix Price являются его топ-менеджмент во главе с Дмитрием Кирсановым, инвесткомпания «ВТБ Капитал» и группа инвесторов из стран Балтии.
«ЯГОДНЫЙ» ОНЛАЙН
В 2012 году, отреагировав на ежегодный 20%-ный прирост fashion-сегмента в интернете, на белорусский рынок вышел один из самых успешных российских онлайн-проектов Wildberries Татьяны Бакальчук.
Российский онлайн-ретейлер зарегистрировал дочернюю компанию «Вайлдберриз» в Могилеве, арендовал склады и пункты выдачи товаров, обучил персонал и создал один из крупнейших бизнесов в этой нише. В последние годы Wildberries активно диверсифицировал ассортимент и предлагает покупателям, помимо одежды, электронику, детские товары, товары для дома и т. д.