Дизайн учебного опыта в образовании из каждой лампочки доносится последний год. И хотя многие (в том числе я) говорят об этом, мало кто может объяснить, что это значит на практическом уровне и чем отличается от педдизайн. То есть все мы вроде знаем, что такое опыт. Но как намеренно дизайнить обучение как опыт, пока неясно.
Поэтому и решил я в преддверии учёбы на годичной программе Сони Смысловой разобраться с этим вопросом. Чтобы получить базовое понимание сейчас, выбрал несколько интересных на мой взгляд статей, перевёл их и попробовал сделать выводы и перенести на свою практику. Чтобы более глубоко разобрать, выбрал несколько тем, в которых тоже проектируют опыт (хоть и с другими целями и контекстом). Одна из них для примера — геймдизайн, о важности осознанного проектирования опыта игрока там уже писал.
Первый заход: статья "10 Principles of Learning Experience Design" от Конни Меламед — известной американской педдизайнерки. Уже переводил другую её статью — о том, что изучить и как перед созданием курса.
Here we go.
Откуда произошёл термин «дизайн учебного опыта» и что он значит? В поисках по академическим базам данных, я нашла упоминание этой фразы в статье 2002 года из журнала Educational Technology. Автор, Хиллари МакЛилан, объясняла, как применить искусство дизайна опыта к образованию и обучения. Она рассказывала о важности намеренного формирования опыта так, чтобы студенты вышли с чем-то, что они запомнят.
Примерно спустя два десятилетия мы всё ещё изучаем, как лучше сформировать опыт, который поможет людям научиться. К середине этой эпохи открытий некоторые принципы закрепились и сейчас рассматриваются как лучшие практики. Возможно, дизайн учебного опыта — воплощение лучшего и наиболее эффективного из слияния педагогического дизайна и многих дисциплин. Это не новое название для старых методов, а новое определение для выработавшего майндсета, улучшенных практик и более широкого взгляда на вопрос.
Какие есть важные принципы в дизайне учебного опыта? Я перечислю те, которые важны для меня. Многие из них амбициозны и нужны для вдохновения, в том смысле потому что не мы сможем применить не во всех ситуациях. Но они служат важными ориентирами того, как мы хотим работать сейчас и в будущем.
1. Обучение это не всегда нужное решение
(примечание от Андрея: я уже писал об этом же, 146 %тру)
В мире корпоративного обучения есть много проблем, которые нельзя решить с помощью обучения. Например, демотивирующая рабочая среда, неадекватная коммуникация или плохой софт требуют перемен, которые больше и более срочно нужны, чем обучение. Важно находить корни проблем и рассказывать о них тем, кто принимает решения. Это одна из многих причин, почему дизайнерам учебного опыта важно строить хорошие отношения в команде.
2. LXD человеко-центричен
Человеко-центричный дизайн фокусируется на людях, для которых он создаётся, а не просто на создании контента. Человеко-центричный дизайн предполагает, что дизайнер:
- строит эмпатию с участниками, пользователями и студентами
- погружается в их мир, учится у них
- понимает челенджи, потребности, чувства и болевые точки аудитории
- признаёт их интеллект, таланты и опыт
3. LXD промоутирует инклюзивность
Как дисциплина, которая включается лучшие практики, LXD включает инклюзивный дизайн. Инклюзивный дизайн — это майндсет и практики, которые рассматривают разнообразие человеческих способностей, возраста, расы, культуры, языка и гендера при принятии решений. Если хотите узнать больше, можете послушать или почитать расшифровку выпуска подкаста "Getting Started with Inclusive Design"
4. LXD ищет возможности создать позитивный и значимый пользовательский опыт
Опыт студента — совокупность взаимодействий, которые он(а) имеет с каждым аспектом своего осознанного образовательного пути. Это включает мотивацию для осваивания нового (внутреннюю или внешнюю), контекст обучения, простоту доступа, поддержку, качество взаимодействия с другими студентами, менторами и экспертами. Это точки касания, которые мы можем сформировать так, чтобы создавать позитивный и значимый опыт.
5. LXD делает акцент на том, что обучение — это путешествие
Хотя профессионалы в обучение ссылались на кривую забывания с начала времён, мы не делали много чего на основе этого. Мы продолжаем создавать курсы с незначительной поддержкой, длинные воркшопы и навевающие сон видео с корпоративными боссами.
Хотя кривая забывания это не однозначная последовательно и зависит от студентов, их опыта и мотивации, мы знаем, что одно учебное событие редко эффективно, чтобы выработать долгосрочные навыки.
В книге "Design Thinking for Training and Development" авторы писали: «Обучение — это путешествие, но мы обходимся с ним как с единовременным событием». Они описывают модель учебного путешествия, которая опирается на крепкий научный фундамент. Адаптируя в свою практику такой подход, мы можем помочь людям планировать и следовать их собственному образовательному пути.
6. LXD опирается на находки из исследований, чтобы принимать решения
Мы в индустрии достигли точки, когда исследования об обучении очень распространены и доступны. Методы с доказанной эффективностью вроде spaced learning, retrieval practice, scaffolding и worked examples знакомы многим практикам. Дизайн учебного опыта опирается на когнитивную психологию, чтобы понять, как работает обучение, проектирование и создание опыта. Чтобы узнать больше об этом, послушаете или прочитайте расшифровку подкаста "How to Practice Evidence-Informed Learning Design".
7. LXD ищет отклик от пользователей и участников
Ключевой аспект дизайна учебного опыта — способность избавить себя от предположений и предрассудков. Получение отклика от аудитории — один из лучших способов убедиться, что наше решение помогает участникам в их пути. Мы можем затем соединить их отклик с нашим пониманием того, как люди учатся, чтобы создать эффективное решение.
8. LXD использует метрики реального мира, чтобы измерить улучшения в работе
Как практика, направленная на улучшение производительности, наша область будет постоянно развиваться, если мы будем показывать, что наша работа меняет мир к лучшему. Это значит, что обучение, поддержка и другие активности должны быть увязаны с миссией и целями организации. Тогда мы сможем использовать доступные метрики, чтобы оценить эффективность нашего подхода.
9. LXD понимает ценность социальных сетей
Мы знаем, что когда люди работают вместе и обсуждают то, что изучают, это усиливает их прогресс в обучении. Создавая, промоутируя и поощряя сообщества практик, обучение через социальные медиа и группы по интересами, мы можем помочь трансформировать неоперившихся учеников в самонаправленных вовлечённых учеников.
10. LXD инновационен и гибок
Практики LXD могут быть агентами перемен, которые меняют суть своих компаний. Агенты перемен имеют видение того, как вещи должны работает. Агент перемен ломает барьеры, чтобы работать и учиться от людей в других областях.