Найти в Дзене
Экосистема ИксПИ

Два способа снизить затраты на выполнение обслуживающих функций

Ольга Шеменкова
Ольга Шеменкова

В наше непростое кризисное время многие ищут возможности сэкономить и сократить постоянные издержки. В этой статье я хочу предложить на рассмотрение два способа экономии на обслуживающих подразделениях.Для начала, чтобы быть в одном понятийном поле, поясню, что я вкладываю в определение «обслуживающие» в рамках данной статьи. Это те подразделения и отделы, которые несут сопровождающий характер для основной деятельности бизнеса: бухгалтерия, юридический отдел, IT, call-центры. Что их объединяет? У сотрудников этих подразделений нет личного контакта с конечным потребителем, они не задействованы в производстве товаров, работ или услуг для конечного потребителя, их деятельность можно осуществлять в удаленном режиме.

Если еще полгода назад многие относились с недоверием к «удалёнке», переоценивали роль личного нахождения всех сотрудников в офисе, то сегодня появилось понимание, что основную ценность несут результаты деятельности сотрудника, а не часы, которые он провёл в офисе.

Итак, мы согласны, чтобы наши сотрудники работали удаленно. И вот тут самое главное — выйти за рамки привычных шаблонов. Если мне без разницы, где находится мой сотрудник при выполнении своих обязанностей, то почему бы ему не находиться не только вне моего дорогостоящего офиса в Москве, а, например, вне Москвы, вне Московской области, а, может, и не России? Вы знаете, в каком регионе самый низкий уровень зарплат и самый высокий уровень безработицы? Эта информация есть в открытых источниках и может нам очень помочь при создании удаленных подразделений. Информация об уровне зарплат поможет нам подсчитать экономию при переводе подразделений в другой регион, а информация о самом высоком уровне безработицы поможет выбрать регион, в котором будет проще подобрать необходимых сотрудников. В среднем зарплата специалиста в регионах РФ в 1,5-2 раза меньше, чем зарплата этого же специалиста, переехавшего в Москву. А если вы и ваши новые сотрудники захотят работать в офисе, то вот информация для справки: стоимость аренды офисного помещения в большинстве регионов России отличается от стоимости аренды идентичного помещения в Москве и области. И отличается она в среднем в 2 раза — безусловно, в меньшую сторону.

С какими сложностями можно столкнуться при открытии регионального подразделения?

— Необходимость скорректировать бизнес-процессы, чтобы они были удобны для удаленного взаимодействия.

— Сопротивление оставшихся сотрудников, которое включает в себя как сопротивление новизне процессов, так и страх оказаться в следующих рядах сокращений.

Это действительно те два пункта, с которыми нужно работать и на которые нужно обращать предельное внимание при реструктуризации. Имеет смысл подключить внешних специалистов для помощи в решении этих вопросов. Остальные сложности обитают лишь у нас в голове и легко решаются.

У меня было уже несколько опытов создания удаленных подразделений. Больше всего мне понравилось создавать на удалёнке новую компанию. Никто не сопротивляется, ничего не переделывается, всё сразу выстраивается оптимизированно. Одни положительные эмоции и отличный результат!

Если вы не хотите усложнять себе жизнь самостоятельным выстраиванием новых отделов, то могу предложить второй способ экономии на этих же подразделениях — аутсорсинг. Банально? Возможно. Как бы много негатива ни витало вокруг этого слова, существуют аутсорсинговые компании, которые делают свою работу качественно и дешевле штатных сотрудников. Нужно просто тщательно выбирать партнера. За счет чего они это делают? За счет постоянной работы над усовершенствованием процессов, внедрения технологий, оптимизации затрат. Ведь рутинные процессы ваших организаций для них — основная деятельность. Фокус внимания удерживается именно на них, а где фокус, там и результат.

А какие сотрудники в вашей компании могут работать удаленно? Какие функции можно передать на аутсорсинг?

В следующей статье мы рассмотрим внешние признаки неэффективных бизнес-процессов.