Найти тему
Экосистема ИксПИ

Как собственнику справиться с кризисом

Евгений Коршунов
Евгений Коршунов

Ценно то, что внутри. Свое собственное состояние важнее, чем то, что происходит во внешнем мире. 

 Как справиться с кризисом? 

Главное правило — сохранять спокойствие. Постарайтесь сесть и хладнокровно, без эмоций, оценить происходящее вокруг — в том числе и с вашим делом. Взвесив все обстоятельства, вы должны оценить дальнейшие перспективы бизнеса. Если на горизонте 6 месяцев ваши вложения приведут к большему минусу по деньгам, тогда проще остановиться и закрыть бизнес и, соответственно, поставить точку. 

Второе. Собственникам важно помнить о том, что в компании происходило много хорошего и в период построения бизнеса были светлые, приятные моменты. Команда приносила высокий доход, вкладывала душу в развитие бизнеса. Владельцы предприятий часто забывают о том, что можно посадить сотрудников рядом с собой и по-человечески объяснить им, что сейчас тяжелое положение. Предложить им расстаться по-хорошему, либо, если они готовы, потерпеть в плане зарплаты и каких-то привычных «плюшек», переждать непростой период и двигаться вперед вместе. 

Кризис рано или поздно закончится, а если расстаться с сотрудниками по-плохому, то это ударит по репутации компании. Не говоря уже о том, что для того, чтобы собрать хорошую команду, обычно требуется от 6 до 12 месяцев. Это минимум. Согласитесь, не мало. 

Поэтому людям требуется в нынешней ситуации найти компромисс между сохранением бизнеса и удержанием команды. 

Третье. Часть собственников, имеющих бизнес выше среднего, обычно много времени тратят на формирование стратегий и планов развития. Собственнику сейчас как никогда важно заняться операционным управлением и оценить, что происходит в компании. Оценить по деньгам: не по доходам, расходам и чистой прибыли, а именно по деньгам. Фактически самому сидеть и мониторить финансовый план: сколько у вас поступлений, сколько расходов. Сейчас ситуация перестала быть стандартной. А такие обстоятельства требуют необычных решений. 

Тяжело, я вам скажу, абсолютно всем. Партнеры, поставщики, заказчики — все готовы договариваться. Договоренности сейчас менять — правильно, ничего зазорного в этом нет. 

Далее. Вам необходимо расставить приоритеты в задачах. В бизнесе есть постоянные и переменные затраты. Постоянные — это когда вы в любом случае потратитесь на зарплату секретарю, бухгалтеру, аренду офиса. Переменные — это когда вы меньше продаете товаров и, соответственно, меньше тратите на закупку. 

Если выручка падает в разы, нужно обратить внимание на постоянные затраты и постараться их снизить. Основная статья затрат — аренда. Сейчас все арендодатели идут на то, чтобы минимум на 3 месяца снизить ставку. Арендатору надо давить на то, что арендодателю гораздо дороже будет потерять его, чем снизить ставку. Даже арендодатели, которые делают скидку в 50%, выигрывают. Договариваться надо везде и со всеми. Все договоренности с арендодателем обязательно следует юридически оформить дополнительными соглашениями, зафиксировать. Та же картина — и с поставщиками. Просите поставщиков, чтобы они давали отсрочку, товарные кредиты. Сейчас все в тяжелом положении, поэтому многие стали более лояльными.

Не забывайте о налогах. Здесь также дают отсрочку, поблажки. Но многие, зная об этом, ничего не делают. Однако для того, чтобы всё было в порядке, и налоговая пошла на встречу, надо поднимать документы и подавать заявление в налоговую прямо сейчас. Не медлите. 

Многие компании, понимая, что на рынке всё плохо, начинают вступать в кооперации друг с другом, чтобы остаться на плаву. Например, у кого-то хорошо развита доставка в ресторане, а у кого-то ее не было, зато были хорошие мощности по выпуску блюд в сутки. Владельцы объединяются — всем комфортно. 

Многие собственники сейчас кредитуются как физические лица. Банки в настоящее время лояльны к тому, чтобы давать отсрочку и каникулы по выплате кредитов. Практически у всех банков есть онлайн-сервисы, в которых удобно работать. Таким образом, все заявления можно просто отправлять удаленно.

Теперь — про кредит-нагрузку по юридическим лицам. Здесь также нужно договариваться с банками — можно в удаленном режиме. К этому вопросу, опять-таки, важно подойти сейчас, а не позже. Чем больше вы будете затягивать, тем ниже шансы на положительные результаты. Банки ведь имеют ограниченные ресурсы в плане того, как пойти всем на уступки. Они исходят из кредитного дискриминанта. Плюс в ближайшее время начнется субсидирование малого и среднего бизнеса, здесь тоже важно своевременно мониторить такие программы и подавать на них документы в числе первых.

Следующее направление, которое поможет выйти из кризиса — рассмотреть вариант аутсорсинга. На аутсорс можно отдать бухгалтерию, юристов и прочие функции. По сокращению затрат эффект может достигать где-то 30%.

Текущий кризис показал, что у тех, кто занимался автоматизацией, есть все инструменты, чтобы правильно и хорошо управлять бизнесом в удаленном режиме. 

Кстати, у людей иногда есть свой бизнес и еще пара вспомогательных, которые зачастую являются убыточными. Сейчас то время, когда все убыточные направления стоит «грохнуть». Иначе у вас остановится основной бизнес, а этого, сами понимаете, допускать нельзя. 

Задумайтесь о максимамльной автоматизации. Работайте с CRM. Большая ошибка, если вы ведете там только часть доходов/расходов. Лучше отражать в CRM все существующие операции, потому что вы сразу всё оперативно будете видеть и сможете управлять происходящим. Вам не нужно будет «на коленке» пересчитывать, что у вас там происходит на предприятии. 

Что помогает мне самому оставаться в работоспособном состоянии? Как не накручивать себя?    

Есть информационный шум. Сейчас он усилился. Но вы сами можете выбирать, что взять оттуда, а что — нет. И идти дальше. Надо понимать, что жизнь не останавливается, что нужно все равно двигаться вперед. Паника здесь только мешает. Из-за нее вы можете начать принимать неверные, странные решения. Зачем вам это?

Старайтесь разряжать обстановку вокруг себя. И вам станет проще. 

Конечно, ситуация сложная. Есть неопределенность. Также понятно, что когда всё это закончится, всё будет иначе, всё изменится. Но давайте верить в лучшее. 

Стройте свои действия исходя из того, что всё, что вы сейчас предпримете, останется с вами. И вам же потом с этим разбираться. 

Оригинал статьи

Подробнее об авторе

Хочешь стать экспертом REALITY и автором нашего блога? Присоединяйся.