Символы Бинду: Точка расхождения и схождения называется Бинду, что означает Точка или Наконечник, и также связана с Семенем. Санскритский корень слова бинду - прорваться насквозь или взорваться. Символ использовался по-разному, включая следующие:
Примечание: Эти описания бинду и различных символов не являются попытками универсализации мировых религий и медитативных традиций, которые могут иметь совершенно разные практики и взгляды на реальность, особенно в экзотерических аспектах религии. Однако существует, казалось бы, универсальный человеческий опыт самого Бинду во внутреннем путешествии, точно так же, как внутренние переживания света и звука кажутся общими и универсальными. Хотя реальность универсальна, способ интерпретации опыта бинду может быть разным для людей разных культур и религий.
Бинду и горчичное семя: Вот несколько интересных примеров использования горчичного зерна как символа поиска опыта самой маленькой точки, из которой выходит самая большая и в которую возвращается эта самая большая:
Атман [Сущность], пребывающий в лотосе сердца, меньше рисового зерна, чем ячменная зерно, чем горчичное зерно, чем просо или чем ядро зерна проса. Мой Атман, пребывающий в лотосе сердца, больше земли, больше неба, больше всех этих миров
(Чхандогья-упанишад)
Тот, кого я называю святым, не цепляется за удовольствия, как вода на листе лотоса или горчичное зерно на острие иглы.
(Дхаммапада)
Вначале ищите Царства ... Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек взял и посадил на своем поле. Хотя это самое маленькое из всех ваших зёрен, но когда оно прорастает, оно становится самым большим...
(Матфей)
Врата освобождения узки, меньше одной десятой горчичного зерна. Ум стал большим, словно слон; как он может пройти через эти врата? Если кто-то встретит такого Истинного Гуру, с его соизволения, который проявит своё сострадание. Тогда врата освобождения широко распахнуться, и душа легко проходит через них.
(Гуру Грант Сахиб)
Бинду находится за пределами чувств и мыслей: Очень важно понимать, что реальное Бинду находится далеко за пределами чувств и мыслей в общепринятом восприятии мыслительных процессов, включающих цепочки слов, изображений или других подобных впечатлений. Это означает преодоление не только чувств, действующих через физические органы, но также внутреннего или ментального переживания ощущений. Например, человек не только закрывает глаза, но и выходит за рамки всех видов внутренних визуализаций. Когда внимание ко всем грубым и тонким объектам и процессам, так сказать, коллапсирует и, таким образом, перемещается внутрь к бинду, происходит схождение в точке, которая является более тонким значением однонаправленности ума. Может возникнуть чрезвычайно сильное осознание природы чистого звука и света, но это сильно отличается от того, что мы испытываем с помощью ментальной визуализации или воображения. Путешествие к Бинду начинает превращаться в переживание источника света (Джйотир Бинду / Теджо Бинду) и источника звука (Нада Бинду), а также источника, из которого исходят другие ощущения, умственные процессы и инструменты мышления.
Ранние и поздние стадии практики: На ранних стадиях медитации и созерцания намеренно исследуются внутренние сенсорные ощущения и психические процессы, чтобы ослабить окраску привязанности, отвращения и страха (например, см. Йога-сутры 2.1–2.9). Позже, опираясь на этот прочный фундамент очищения и уравновешивания ума, практикующий стремится преодолеть эти переживания, чтобы войти во внутреннюю пещеру с намерением встретиться с Бинду и проткнуть её. Осознавая, что внутренние мысли и ощущения либо присутствуют, либо не присутствуют на разных стадиях медитации и созерцания, процесс становится предсказуемым, комфортным и не сбивает с толку. Настоящее искусство подобрать время и подходящий момент, когда нужно будет стремиться войти в тишину, тьму и молчание, чтобы преследовать Бинду. Как и любое искусство, это совершенствуется с практикой.
Интеграция с вашими обычными практиками: Цель или намерение данной статьи не состоит в том, чтобы существенно изменить или заменить ваш существующий метод медитации или другие практики. Скорее, тут описывается природа Бинду и то, что эта точка сходимости есть, которая объединяет множество практик, и может быть испытана на этапе внутреннего путешествии. Каким бы ни был ваш текущий фокус медитации, будь то дыхание, мантра, ощущение, поток озарений, божество, визуализированный образ или любая другая форма медитации, вы, надеюсь, обнаружите, что некоторая фокусировка на природе Бинду будет способствовать вашей практике, тому что вы уже делаете.