Найти в Дзене
Нескучные финансы

Как не попасть в кассовый разрыв

Оглавление

Развивать компанию бывает страшно: вдруг вложишься во что-то полезное, а потом на зарплаты не хватит денег. Или гипотеза не стрельнет и станет только хуже. В этой статье рассказываем про 4 шага, которые помогут избежать кассового разрыва. Листайте дальше, чтобы узнать об инструментах, с которыми можно вкладываться в развитие и сохранять уверенность, что с деньгами все будет нормально.

1. Посчитайте прибыль компании

Развитие компании должно финансироваться из чистой прибыли компании. А для этого, в свою очередь, нужно, чтобы она была в принципе и была правильно посчитана.

Самое главное в подсчете прибыли: считать ее не по деньгам, а по выполненным обязательствам. Также важно не забывать про налоги и амортизацию.

В подсчете здорово поможет отчет о прибылях и убытках.

2. Сделайте фонд развития компании

Фонды нужны для финансового здоровья компании. Это такие «кошельки» на определенные нужды, куда вы перечисляете определенный процент от чистой прибыли компании. Фонды могут быть такими:

  • развитие команды
  • развитие компании
  • резервы
  • бонусы топ-менеджерам
  • дивиденды

Со временем в фондах на развитие накопится достаточно денег — и тогда вы имеете полное право потратить их на вашу задумку. Это не повредит остальным нуждам компании: вы не залезете случайно в резервы, не сможете все вкладывать в запасы и не развивать компанию, не лишите себя дивидендов.

3. Составьте финансовую модель

Любую гипотезу нужно сперва тестировать на финансовой модели. Финмодель — это таблица, где оцифрован весь ваш бизнес и учтены взаимосвязи между показателями. Можно понять, как снижение себестоимости на 5% скажется на выручке и прибыли. Или наоборот: к каким показателям надо прийти, чтобы получить нужную прибыль.

Финансовая модель интернет магазина
Финансовая модель интернет магазина

Вот у вас появляется гипотеза по развитию компании. На какие показатели она повлияет и насколько? Укажите предполагаемые значения в финансовой модели. Как это скажется на расходах, выручке, чистой прибыли? С помощью такой «игры в цифры» у вас появится понимание, есть ли смысл реализовывать гипотезу и, если да, к каким показателям нужно прийти.

Финансовая модель отрезвляет. В большинстве случаев она показывает, что гипотеза не такая сладкая, какой казалась в голове. Зато потом не придется горевать из-за профуканных денег и времени.

4. Запланируйте траты в платежном календаре

У вас есть чистая прибыль, нужная сумма накопилась в фонде на развитие, а финмодель подтверждает, что гипотеза хорошая? Поздравляем! Остался последний шаг: запланировать денежный поток в платежном календаре.

Дело в том, что чистая прибыль — виртуальный показатель, его нельзя «пощупать». Например, вы отгрузили кирпичи заказчику с отсрочкой платежа один месяц. В момент отгрузки вы заработали свою выручку, но деньгами подкрепите ее спустя месяц.

Другой пример: вы купили автомобиль для доставки ваших товаров и по науке его амортизируете (разбиваете стоимость на период использования). С точки зрения прибыли эта машина стоит вам 20 000 рублей в месяц, а с точки зрения денег вы просто разом потратили полмиллиона.

Поэтому за деньгами нужен особый контроль даже в прибыльном бизнесе. Контролировать их помогает платежный календарь — таблица, куда надо внести все планируемые траты и поступления на месяц вперед. В том числе, траты на развитие — так вы поймете, когда понести их будет оптимальнее всего.

Получите нужные инструменты

Бесплатные шаблоны отчета о прибылях и убытках, финансовой модели и платежного календаря можно взять в нашей барсетке → https://clck.ru/RECMV