Найти тему
Философия и наука

Борьба Екатерины II с русской литературой

Данная статья является продолжением цикла статей о Екатерине II и её правлении. Предыдущую статью цикла, посвященную реформам императрицы в сфере государственного управления можно найти и почитать здесь.

По мнению ряда историков, многие элементы отечественной культуры во второй половине XVIII века находились еще в зародышевом состоянии. Деятели русской литературы, живописи, музыки и других видов искусства занимались в то время, по большей части, лишь переработкой, интерпретированием западных культурных образцов и стилей. В моде было всё французское, поэтому и отечественное искусство, зачастую, также копировалось с французского.

Существует мнение, что рьяное стремление русских литераторов подражать французским на целый век отсрочило развитие самостоятельной, уникальной и самобытной русской литературы.

Русскую литературу того времени можно условно разделить на «официальную» и «неофициальную». Яркими представителями официальной, то есть разрешенной и даже поддерживаемой государством литературы были Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин. К неофициальной литературе, представителей которой запрещали и подвергали гонениям, относятся А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Ф.В. Кречетов.

Репрессиям подвергались и менее известные писатели, такие, например, как Я.Б. Княжин – автор исторической драмы «Вадим Новгородский». В этом произведении описывается восстание Вадима Храброго в Новгороде в 864 г. против Рюрика. Сам Рюрик показан при этом как узурпатор, а Вадим Храбрый – борец за свободу. Понятно, что такой интерпретации начального периода отечественной истории немка Екатерина допустить никак не могла. Произведение было запрещено, а весь его тираж сожжен.

В целом Екатерина II стремилась внимательно следить за тем, что происходит в отечественной литературе, а подчас не только следить, но и контролировать и цензурировать. Такой подход, по мнению историков, лишь тормозил развитие русской литературы.

Императрица сдерживала и развитие публицистики. В годы её правления в стране начало появляться множество различных журналов, но ни один из них не смог удержаться «на плаву» сколь-нибудь долгое время из-за жесткой цензуры и личного вмешательства императрицы. Весьма успешным оказался лишь один журнал – «Всякая всячина» - его издавала сама Екатерина II.

Главная причина повального закрытия журналов кроется в том, что их авторы и издатели хотели критиковать власть, а императрица считала, что они должны лишь восторгаться тем, что происходит в стране.

Так, много проблем принес императрице журнал Н.И. Новикова «Трутень», в котором не стеснялись писать ни о взаимоотношениях помещиков и их рабов – крестьян, ни о коррупции и прочих злоупотреблениях. Екатерина II даже поначалу пыталась честно дискутировать на публицистическом поприще, но вскоре журнал был просто закрыт. Подобной участи подвергся ряд других журналов, которые даже и не пытались затрагивать какие-либо острые политические темы. Н.И. Новиков был, в итоге, отправлен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Состава преступления в его деятельности, с точки зрения закона, найти не удалось, поэтому в заточение он был отправлен просто по личному указу императрицы.

Возможно еще более, чем Н.И. Новиков, императрицу пугал А.Н. Радищев, которого Екатерина II назвала «бунтовщиком похлеще Пугачева» за его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». В этой книге не было никаких антиправительственных призывов, а были описаны факты российской действительности, которые автор сам повидал в ходе своего путешествия. Этого оказалось достаточно, чтобы приговорить А.Н. Радищева к смертной казни одним из самых варварских способов – четвертованием. В итоге смертная казнь была всё-таки заменена на десятилетнюю ссылку в Тобольск.

Более того, Екатерина II даже стремилась контролировать и подвергать критике литературу, издаваемую о ней и о России в целом на Западе. Одни книги она критиковала за нелицеприятный образ Российской империи, другие – за слишком малое количество похвалы в свой адрес.

Екатерина II слишком сильно привыкла к лести и имела слишком большое самолюбие и самомнение, чтобы смириться с какой-либо критикой (даже если она конструктивна), исходящей, как от отечественных авторов, так и от западных.

В итоге, несмотря на все усилия императрицы, отечественная литература все-таки пробивала себе путь, подобно прекрасному дикому цветку, прорывающемуся сквозь асфальт. Так, именно во второй половине XVIII века был заложен фундамент для настоящего расцвета русской литературы в начале XIX века, который впоследствии назовут «золотым веком русской литературы».

В следующей статье рассмотрим восстание Емельяна Пугачёва.

Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.

А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.