В комментариях к моей статье "Что должен знать ребёнок в 3 года, чтобы не приходилось говорить о задержке интеллектуального развития?" одна из посетительниц написала, что у неё племянник 3,2 говорит только обрывочными слогами и ничего из описанного не умеет, а мама сидит и ждёт у моря погоды. На что ей пришёл такой вот "дельный" совет:
Человек аргументировал это популизмом типа: "Эйнштейн заговорил в 5 лет". Ох уж этот Эйнштейн и отмазки по речи с ним! Таких Эйнштейнов потом по коррекционным классам/школам толпами. Увы, нарушения речи после 3,2 это совершенно не тот случай, где надо сидеть до 4 лет и равняться на Эйнштейна.
Нередко бывает ещё, что люди рассказывают не про Эйнштейна, а про случаи соседей/знакомых/ещё кого-нибудь - мол, молчали до 5-7 лет, а выросли и какие молодцы. Обратите внимание: случаи таких "успехов" исключительно чужие, а не свои, и что там было у ребёнка, какая была проделана работа, почему он не говорил они не знают, а значит объективно судить о ситуации и советовать попросту не могут.
Тем не менее, до 3 лет у ребёнка важно не столько наличие своей речи, сколько наличие ПОНИМАНИЯ обращённой речи. Ребёнок действительно долго может не говорить, так как до 3 лет зреют отделы мозга, отвечающие за активную речь. Собственно поэтому родители часто слышат от врачей именно "ждите 3 лет". Ведь если ребёнок всё понимает и в целом нормально развивается, он действительно может сам дозреть и разговориться. Но вот после 3,2 (2 месяца - поправка на индивидуальное развитие) ждать уже нечего.
Конечно я об этом отписалась. На что пришел ещё более гениальный комментарий:
Опустим, беспричинное хамство и то, что грамотность этого "специалиста" оставляет желать лучшего, но вы обратите внимание - человек вообще пишет, что надо до 5 лет сидеть! Якобы какие-то там "врачи тысячу раз" что-то сказали. При этом, естественно, что ни ссылок на таких врачей, ни ссылок на специалистов-педагогов у таких людей нет и быть не может. Только фантазии и представления, почерпнутые из популистических утверждений.
К слову, как человек, очень давно общающийся из-за ребёнка с врачами и логопедами, я могу с уверенностью сказать, что ни один из них, находясь в здравом уме и трезвой памяти никогда в жизни не скажет: "Дайте время ребёнку до 5 лет разговориться". Всё, что они скажут ждунам в этом возрасте это: "МАМА, А ГДЕ ВЫ БЫЛИ РАНЬШЕ?!" По правде, такое говорят иногда даже и в 2, и в 3 года, а тут в 5 лет хотят прийти лечиться, когда уже все сроки относительно быстрой коррекции пройдут.
А ещё многие люди, включая эту комментаторшу, думают, что дети с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития как-то внешне должны очень отличаться от своих сверстников - ведь "у них диагноз"! Видимо, считают, что при родах у такого ребёнка клеймо на лбу "У меня аутизм" или ещё что-то. На самом деле 99% этих детей в раннем возрасте ничем не примечательны. Это не синдром Дауна или ещё что-нибудь, когда внешне видно. Такие диагнозы ставят уже сильно после рождения и за ним ещё надо сходить на обследования и к специалистам. А до диагноза это будет официально здоровый ребёнок.
Подавляющее большинство детей с нарушением развития развивается совершенно обычно, даже нередко с опережением по моторному развитию. Только к 1,5-2 годам становится понятно, что происходит что-то неладное - как правило, родители замечают, что ребёнок совсем не реагирует на речь, не понимает её, может не замечать родителей. Как правило, это состояния типа алалии с сенсорным компонентом или аутизм.
Бывает и довольно коварная моторная алалия - малыш всё понимает, развитие нормальное, но как приходит время, он не говорит. А вот речь у моторных алаликов за редким исключением приходит не раньше 4 лет, и то после долгих занятий с логопедом. Она очень плохого качества - ребёнок не выговаривает многие звуки, его долго понимают только самые близкие люди, наблюдаются сильные проблемы с правильным склонением и употреблением предлогов ("собака пошёл на будку" - в таком духе в 5-6 лет, ага). С таким нарушением надо очень долго работать - на полную коррекцию обычно уходит не меньше 4-5 лет.
Не корректировать и ждать пока само пройдёт нельзя - увы, нарушения речи при алалии стойкие и без коррекции много чего останется с ребёнком на всю жизнь.
Также, за алалиями не всегда, но, к сожалению, очень часто тянутся вредные штуки типа дисграфии (расстройство письма), дискалькулии (расстройство счёта), дислексии (проблемы с чтением и письмом). Это тоже надо будет учитывать, ведь в школе значительно проще будет корректировать такие нарушения, если алалику уже наладили речь, чем когда мама очнулась в 5-6 лет с неговорящим ребёнком на руках.
Самое обидное в таких ситуациях то, что такие комментаторы просто не понимают НАСКОЛЬКО они вредят. Эта дама может со своим ребёнком сидеть хоть до 20 лет и будет сама потом разгребать последствия наплевательства, но зачем это советовать другим? Потенциальная мама ребёнка с нарушением речи или развития начинается вот таких сказок и сидит - даёт "разговориться до 5". Когда наконец-то к 6 годам поставят диагноз (да, исследования и поиск специалистов тоже не самое быстрое дело), ребёнок уже сильно отстанет причем не только по речи, но в интеллектуальном плане, так как с пяти лет начинает формироваться интеллект на базе словесных рассуждений и умозаключений. Итогом станет в самом лучшем случае коррекционная речевая школа, хотя, как правило, такие дети отправляются в 7-ой (ЗПР) или 8-ой вид (УО).
Как вы думаете, что будет дальше? А вот что. Эта тётя и ещё толпа подобных ей, скажут в итоге: "Ну вы ж сами видели. У вас своя голова на плечах есть". За свой трёп, который послужил причиной посиделок до 5 лет, они не будут платить денег за лечение и как-то помогать. Только пожмут плечами и скажут, демонстрируя полное непонимание темы: "Ну нормальный ребёнок бы и так заговорил, а у вас больной значит", не сильно понимая, что именно они советовали с ним ждать, никуда не ходить и этим нанесли огромный вред.
Не надо ждать до 4 и, тем более, до 5 лет. Если ребёнок не говорит в 3,2, то это как минимум повод провести физиологическое обследование: убедиться, что у него нет пробок в ушах, нет разросшихся аденоидов и нарушений слуха. Посмотреть уздечку языка - не проморгали ли её, ведь она может мешать ребёнку нормально разговаривать, не до полного отсутствия речи, но дефекты и малословие из-за неё реальны. Сходить к неврологу, чтобы тот посмотрел рефлексы, проверил симметричность движений артикуляционного аппарата. Проверить сосуды головного мозга.
Также многие оттягивают походы к врачам потому, что считают: "Ребёнок у меня нормальный, а его сейчас запичкают лекарствами и сделают дурачком". Это неверно. Волшебных таблеток для речи не существует. Лекарства часто идут исключительно как дополнение и то не всех их пьют. Основное лечение всех нарушений развития это систематические занятия. Таким образом, ребёнку просто нельзя навредить и "запичкать". Что убудет от вас лично, если вы на постоянной основе начнёте просто уделять малышу больше времени и сядете с ним собирать пирамидку, пазлы, почитаете сказку или поговорите? Если у ребёнка есть что-либо из нарушений развития - вы с чистой совестью можете думать, что не просиживали штаны до 5 лет, если нет - он будет просто хорошо развит, а это тоже не в минус.
Как всегда, спасибо, что читаете меня :)
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
"Особый ребёнок никогда не будет нормальным" или "Раз вылечили, значит несерьёзно" - рассказываю, почему оба утверждения чушь
Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)