Найти тему

Аутичный ребенок в обычной школе: вредные советы

Вчера разговаривали с логопедом сына, мол, неплохо бы его отправить в обычную школу, мальчик то неглупый. Я честно сказала, что подумаю, но можем не потянуть финансово. Пока что ищу, читаю материалы и мнения про адаптацию. И сколько же там вредных советов!

Совет № 1. Если ребенок умеет говорить, читать и писать, то он готов к обучению в школе.

Ну, в самом деле! В 3 года Петя не говорил, бросался вещами, убегал, но благодаря усилиям мамы/бабушки/логопеда он заговорил. Он читает по складам, знает, сколько будет, если сложить дважды два. У него хорошая память, есть "островок гениальности" - он выучил учебник "Окружающий мир" наизусть. За два класса. И его нельзя назвать диким: Петя ходил в садик и слушался воспитателя, говорит "привет" и "пока", при входе в дом снимает обувь и умеет пользоваться ложкой.

Но... Петя кричит и смеется на уроке, громко стучит руками по парте, если возбужден, спорит с учителем, перебивает его объяснения.

В садике ребенок имеет право быть "на своей волне". Например, моему сыну предлагают участвовать в общем уроке физкультуры или рисования, но не заставляют. В школе же другие порядки: все пишут диктант и Маша пишет, все рисуют солнышко и Коля должен делать то же самое.

Поэтому ребенок с РАС должен уметь самоорганизовываться, наблюдая за поведением других детей.

Часто встречающиеся проблемы, ребенок в аутизмом во время занятий:

  • ходит по классу;
  • разговаривает;
  • занимается аутостимуляцией (резкие звуки, странные движения);
  • игнорирует инструкции, сделанные учителем классу;
  • впадает в истерику, если огорчен или устал;
  • не отвечает на вопросы учителей;
  • чудовищно упрям, есть два мнения: неправильное и его.

Что можно сделать:

  • за год до школы начать подготовку к школе (такие "курсы" обычно есть при садике, школе или реабилитационном центре);
  • за месяц до школы организовать домашнее расписание так, чтобы оно походило на школьное с "уроками", "переменками" и т.п. ;
  • сделать визуальное расписание уроков, договориться с учителем об использовании таймера, который будет отмерять для ребенка время урока;
  • если поведение все равно далеко до идеала, необходим тьютор, который месяц или даже целый год будет сопровождать ребенка на уроки, и хорошо если это будет не мама, но на худой конец поможет и она.
-2

Совет № 2 Никогда не говорите о диагнозе своего ребенка педагогам. Ваш ребенок всегда будет крайним.

Если РАС прошло по касательной, может быть, и стоит так сделать. Но... лично мой ребенок не похож на нейротипичного ни издали, ни со спины. Чтобы догадаться, что у ребенка есть странности, опытному учителю потребуется максимум два дня.

Диагноз не важен, не нравится аутизм, скажите: ЗРР, но намекнуть педагогу об особенностях ребенка стоит. Он тоже человек, и в ответ на нестандартное поведение ребенка может отреагировать ... нестандартно.

Учителю лучше знать, какие у ребенка сильные стороны, слабые стороны, что может вызвать у него шок или испуг. Особенности, которые стоит игнорировать, особенности которые игнорировать нельзя.

Например, некоторые аутята не выполняют инструкции, не обращенные лично к ним, типа:

- Достали тетради и пишем!

Большинство российских учителей вообще плохо информированы об особенностях аутистов. Например, их может раздражать, что ваш ребенок качает ногой, грызет ручки во время урока и пугаться, размахивает руками и мычит на переменах.

Если педагог не готов брать такого ученика, может быть, стоит искать место, где есть более отзывчивый педагог. Есть общеобразовательные школы, специализирующиеся на адаптации аутистов, вероятно, чтобы дать ребенку возможность учиться, придется переехать поближе к такой школе.

До начала занятий рекомендуют познакомить ребенка: с учителем, с классом, где он будет сидеть, показать ему, где оставить одежду, как сходить в столовую и в туалет. Люди с РАС обычно страдают от слабой зрительной и пространственной памяти. Такому ребенку потребуется время, чтобы узнавать своего учителя в лицо и ориентироваться в школьном здании.

-3

Совет № 3. Не занимайтесь с ребенком перед школой: ему будет неинтересно учиться. Школьная программа под силу любому умному ребенку.

Мы живем в эпоху ЕГЭ и родительско-учительской истерии. Все тотально озабочены успешной подготовкой к выпускным экзаменам. В наше время, дети учились читать весь первый год, а всем неуспешным ученикам в конце школы просто рисовали трояки. Теперь в школе чтению отведена одна четверть, а об итоговом экзамене начинают говорить с первого класса, и с первого же класса начинаются проверочные работы. Такая система ломает даже нейротипичных деток, что уж говорить об аутятах!

Ребенок должен быть готов к школе по максимуму. Ознакомьтесь со списком требований ВАШЕЙ школы, а также отловите маму первоклассника и посмотрите школьные учебники. Учить наизусть не надо, надо убедиться, что первые задания учебника понятны вашему ребенку и выполнимы.

Например, у нас рядом две школы одна "сильная" там первоклашки учат уроки до 10 вечера, другая - "слабая", там программа приближена к советской.

Мне кажется, если у ребенка нет беспредельной тяги к знаниям, лучше выбрать программу полегче и готовить к ней ребенка заранее. Так больше шансов, что ребенок ее одолеет и не потеряет интерес к учебе.

С учебой у аутистов все неоднозначно.

Если ребенок сам решит, что он будет учиться - он будет учиться. Если интереса к учебе нет, то получать пятерки , "чтобы маме было приятно", он точно не будет.

Если есть проблемы с речью, дислексией, дисграфией, дискалькулией, особый ребенок должен продолжать занятия с логопедом и дефектологом и в школе.

Спорт или нейрокоррекция активизируют отделы мозга, необходимые для учебы, помогут справится с гиперактивностью и организовать мышление.

-4

Совет №4. Учителя обязаны воспитывать детей и создавать дружелюбную атмосферу в детском коллективе.

Закон "Об образовании" никаких таких гарантий не содержит. Должны ли работники воспитывать детей вопрос до сих пор открытый. Педагоги отвечают за:

- безопасность детей;

- их образование.

Им запрещено оскорблять детей и причинять им физический вред. Но участие педагога в сплочении коллектива и организации "погоды в классе" - вопрос открытый.

В моем классе учительница не занималась нами на переменах и не часто подходила к нам на продленке. Решить конфликт с мальчишками-драчунами мне помогла не она, а большая арматурина, которую я притащила со стройки :) Мой поход за арматуриной и выяснение отношений с драчуном Пашкой, тоже остались для нее секретом :)))

Когда дети приходят в школу, у них уже есть опыт горизонтальных связей: игр, общения в коллективе. Детям, которые до этого были полностью изолированы от общества, будет нелегко налаживать отношения. Особенно детям с РАС.

Чем дети с РАС отличаются от других?

  • трудности в ведении диалога (не знают о чем говорить со сверстниками, не чувствуют их настроения, особенностей, интересов пола, возраста, бестактны, говорят о том, о чем следует молчать, например о походе в туалет);
  • не понимают подтекстов, иносказаний, юмора, иронии, не могут понять, кто дружелюбен, а кто враждебен;
  • часто еще сохраняется говорение о себе в третьем лице;
  • зацикленность на темах, предметах, деталях, повторах слов (например, моему ребенку очень нравиться часто повторять: "голубой нос", просто так, без повода);
  • нетипичные интересы (экзотические или не соответствуют полу, возрасту, например, мой сын сейчас играет с кукольными домиками);
  • нарушают физические границы, навязчивы, не имеют не малейшего представления о том, какие поступки вызовут осуждение общества, а какие - похвалу;
  • отвечают на словесную агрессию физически;
  • или, наоборот, чрезмерно пугливы, избегают общения, боятся ошибок.

Что можно сделать с аутенком?

Начать социализацию ребенка ДО школы: садик, семья, кружок по интересам, коммуникативная группа, детская площадка, на худой конец.

Совет № 5. ПМПК даст рекомендации к обучению ребенка.

Тоже популярный совет. Отвести ребенка на ПМПК, а комиссия педагогов и медработников решит куда ребенку идти. ПМПК видит ребенка первый раз и ее мнение всего лишь мнение, которое вы не обязаны выполнять и даже знакомить с результатами педагогов. Его стоит учесть, но вопрос, куда определить ребенка, также нужно задать вопрос педагогам ребенка, которые занимаются с ними до школы, опытным врачам, которые долго наблюдают вашего сына или дочь.

Я уже рассказывала свой опыт общения с ПМПК: когда я привела туда сына, который плохо понимал речь и только начинал говорить, они начали убеждать меня убеждать, что сам разговорится и все чудесно :)

И вот уже два года мой ребенок все их "чудесно" опровергает :( Развитие речи и социализация ребенка с РАС - это ежедневный адский труд.

-5

Совет №6. В обычной школе ребенок социализируется и станет нейротипичным.

Совет не такой уж и плохой. Детям с особенностями действительно легче тянуться за нейротипичными сверстниками, и они лучше прогрессируют в обычном классе и в социальном , и в умственном плане.

Но... все зависит от ребенка и от сложности случая. Если ребенок сидит во время урока под партой, постоянно дерется уроках, снимает одежду, игнорирует занятия, то полезность от обучения в общем классе будет ноль. На индивидуальном обучении ребенка хотя бы научат, читать, писать и считать. А не сидеть под партой.

Но даже в более простых случаях обучение аутичного ребенка в обычной школе требует от всех участников процесса больших ресурсов и большой самоодачи.

Совет № 7 (Это не совсем совет, скорее, мнение от "бывалых" мам): "Все это глупости про гениальность аутистов. Мой ребенок учится на тройки..."

Часто родители не видят сильных сторон у детей с РАС, потому что слишком много "несильных". Тем не менее преимущества у таких детей есть, просто проявляются они со временем :

- как правило, ребенок с детства приучен к регулярным занятиям;

- у него хорошая память;

- есть островок гениальности: что-либо, что ребенок умеет делать хорошо;

- не очень насыщенная "личная жизнь" позволяет больше времени уделять учебе;

- аутисты - приверженцы правил, если школьные уроки не будут приносить безумных огорчений и войдут в рутину, они сами будут чувствовать потребность учиться.