Одна из основ хорошей книги – интересные персонажи. Но бывает так, что одних только диалогов не достаточно, чтобы герой стал живым. В данной статье я постараюсь рассказать об основных способах того, как можно раскрыть героя.
Поведение
Два человека могут вечно говорить о погоде, но как личностей их это особо характеризовать не будет (хотя долго говорить о погоде могут немногие, но не в этом суть).
Добавить несколько действий во время диалога – хороший способ немного оживить персонажа. Но если он будет делать что-то механическое, то будет не очень интересно. Подумайте о том, что вы сами делаете во время разговора с кем-либо. Возможно рассматриваете рисунок на стене, качаете ногой, срываете травинки или жуёте семечки. Что угодно, главное, чтобы это выглядело естественно.
Сюда же отнесём манеру речи. То есть какие-нибудь особенности в речи персонажа. Например, он может частенько иронично шутить или же быть довольно мрачным и замкнутым. Герой может вести себя высокомерно и стебать всех и вся. Но уходить в крайности тоже не стоит, иначе получится не живой персонаж, а очередной шаблон.
В общем, следите за тем, как себя ведут другие люди во время разговора. Здесь нужна некоторая внимательность и способности к анализу ситуации. Это как художники, которые сидят в метро или в парке и рисуют прохожих, чтобы научиться правильно передавать эмоции и особенности фигуры.
История
У каждого героя должна быть своя история. Пусть он хоть велик искал в интернете, и пока он разбирался в разнице между сплавами втулок для сидения, за ним пришли люди из пентагона по подозрению в заговоре, и в итоге он оказался в тюрьме, откуда на протяжении всей книги пытался выбраться и доказать свою невиновность.
Это, конечно, утрированно, но всё же у персонажа должна быть история. Но вариант с: он был маленьким мальчиком, когда его родителей застрелили и поэтому он стал героем, который спасал людей, - весьма банальный. Его используют в тех случаях, когда сюжет основан на графике, который мы обсуждали в первой статье.
Если хотите создать интересного персонажа, то не поленитесь и продумайте какую-нибудь интересную историю. Не нужно описывать всё с самого рождения, достаточно лишь упомянуть несколько моментов из прошлого, которые так или иначе повлияли на характер персонажа и в целом его жизнь.
Возможно, в прошлом герой промышлял контрабандой и поэтому ему присущи осторожность и хорошая память. А может быть, что в прошлом герой оставил умирать своих друзей, из-за чего его теперь преследует чувство вины. Или же он когда-то дал себе какое-нибудь обещание.
В общем, главное, чтобы у читателя было понимание того, что этот персонаж существовал ещё до начала событий книги. В противном случае наблюдать за приключениями главного героя будет не так интересно.
Прописывать историю абсолютно всех персонажей тоже необязательно, хотя в некоторых случаях довольно забавно, когда гг встречается с каким-нибудь прохожим, и тот что-нибудь рассказывает о себе, несмотря на то, что они больше никогда не встретятся. В жизни тоже бывают случайные встречи. Просто едешь в метро и говоришь человеку, что у него шнурок развязался, а потом сам собой завязывается диалог, и вот ты уже знаешь, что когда-то этот человек воевал. Это никак не влияет на твою жизнь, но всё же вызывает те или иные эмоции.
Но перебарщивать с такими случайными диалогами не стоит, иначе ваша история превратится в сплошной океан из вод ненужных слов. Если вы всё же взялись прописать какую-нибудь случайную встречу, то заложите в неё какой-нибудь смысл. Это необязательно должно прямо повлиять на действие сюжета, но должно хотя бы раскрывать какую-то черту характера главного героя.
Желания/мечта/цель
У каждого персонажа должны быть какие-то желания, как и у живого человека. Не обязательно это должна быть мечта, а-ля: «Я хочу стать хокаге», - это могут быть и простые житейские желания по типу: выпить чашечку свежезаваренного кофе или же прийти домой и принять душ.
И желания должны так или иначе сказываться на настроении и поведении персонажа. То есть если он очень устал, значит он будет раздражён и немногословен и будет хотеть наконец-то лечь отдохнуть. Если хочет какую-нибудь игрушку купить в магазине, значит будет на неё заглядываться. Если хочет встретиться с друзьями, значит будет скучать в одиночестве и тд.
Мечты и цели - это более глобальные желания, которые отражаются на поведении гораздо сильнее. Тот же пример с хокаге. Наруто хотел им стать? Он к этому стремился и много тренировался. Он хотел защитить своих друзей? Он тренировался ещё больше.
В общем, даже простое желание съесть ещё один эклер может немного оживить вашего героя.
Страхи/угрызения
Это тесно взаимосвязано с желаниями и целями. Герой боится собак? Значит он будет хотеть куда-нибудь сбежать и всячески избавиться от пса.
Но главное помнить, что страхи, как и желания, нужно объяснять. То есть почему он боится собак? Потому что в детстве на него напала целая стая, и его чуть не загрызли.
Но только не переборщите со всеми этими паническими атаками, так как порой жутко бесит, когда всё идёт хорошо, а потом гг в 5 раз за главу начинает неадекватно себя вести только потому, что на горизонте появилась собака.
То же относится и к угрызениям совести. Если человек чувствует себя виноватым за что-то, то не нужно это пихать везде. Это не затычка в бочке. И слишком большое количество самобичеваний начинают раздражать, так мы книги читаем не ради того, чтобы получить очередную порцию нытья. Его и в жизни хватает. Да, бывают исключения, когда вся суть и идея книги заключается именно в этом самом самобичевании, как в «Преступление и наказание», но все же если берётесь за нечто подобное, то делайте это с умом.
Также, хотелось бы упомянуть психические расстройства, которые тоже влияют на поведение человека. Их тоже нужно грамотно обыгрывать. Если человек псих, то это не значит, что он будет вести себя неадекватно 24/7 и пытаться сожрать стол. Так делают только уже совсем потерянные люди.
Все люди психи. «Если вы на воле, то это не ваша заслуга, а наше упущение», - как сказал один знакомый психиатр. Так вот, если хотите создать человека с каким-нибудь психическим расстройством, то почитайте хоть что-нибудь об этом в интернете. Если у человека шизофрения, то это не значит, что он 24/7 будет видеть зелёных человечков или ещё чего. Так бывает не всегда.
Приведу пример распространённой ошибки: человек подвергается в детстве или юности какому-либо насилию, разумеется, это отражается на его психике и поведении.
И что делают многие: «Гг неадекватно ведёт себя 25/8 на всех орёт и постоянно истерит, всячески измывается над вторым гг, а через несколько глав без особых на то причин бросается ему на шею и просит обнять его, потому что ему страшно».
Это работает не так. Если человек подвергся насилию, то это не значит, что он будет всю оставшуюся жизнь истерить и бросаться на людей. Да, ему будет очень плохо, будут иногда сниться кошмары, а в периоды обострения будут случаться панические атаки. Но так не всегда. Если человек смог справиться с этим в детстве и продолжает жить, то у него всё равно будут наступать белые или хотя бы светло-серые полосы в жизни.
Но в то же время человеку будет гораздо тяжелее довериться кому-то и в особенности рассказать о своём прошлом. И уж точно он не станет бросаться на шею малознакомому соседу с просьбами успокоить его. Да, такое может случиться, но лишь разово и по причине панической атаки. Сами же отношения будут развиваться медленно и очень тяжело, так как, повторяю, вновь кому-то довериться очень сложно.
И если уж вы пишите историю о персонаже, которого изнасиловали, то, ё моё, он уж точно не станет спать со своим соседом уже через парочку недель. Да, бывают случаи, когда психологическая травма сказывается на поведении таким образом, что человек наоборот начинает прыгать в кровать ко всем попало, но так бывает НЕ ВСЕГДА и к доверию это не имеет никакого отношения.
В общем, человеческая психика - это очень сложный и мудрёный механизм, в котором целиком и полностью разобраться просто невозможно. Но помните: в каждом действии должна быть хоть какая-нибудь логика.
Это сейчас был такой маленький крик души, но теперь двигаемся дальше.
Взгляд на вещи
У каждого должен быть свой. Для кого-то в жизни главное – семья и дети, для кого-то – работа и тд. Думаю, это понятно всем.
Но это касается не только каких-то глобальных жизненных принципов, но и чего-то более приземлённого. Одному человеку нравится зелёный, другому - красный, а третьему жёлтые цветочки.
Кто-то считает нормальным с места отправиться в путешествие, а кто-то сначала всё обдумывает. Кому-то нравится рутинная работа, кому-то - творческая.
Никто не идеален
Герои тоже могут совершать ошибки, чего-то не уметь, чего-то не знать, могут упасть и пролить на футболку соус. Это нормально и добавляет картине реалистичности.
Могу привести пример олицетворения самой милой неуклюжести – Мерлин :)
Маленькие фишечки
Когда-то я прочитала пару учебников по драматургии. Должна признать, что там процентов 80 воды, но я запомнила один пример. Не помню его дословно, но изложу саму суть:
Если хотите сделать персонажа оригинальным, то добавьте в его характер что-нибудь необычное. Девушка Лиза ест пончики, когда ей грустно и разбивает тарелки об стену, когда злится.
Тоже весьма утрированный пример, но я приведу более простой:
Есть у нас персонаж по имени Бошмак. И любит он яблоки. Никто из его компании больше их не ест, а вот он постоянно носит с собой хотя бы одно яблочко. А ещё он любит спать. Он тот ещё соня, поэтому если дорога долгая, то он всегда засыпает, из-за чего иногда пропускает свою остановку.
А ещё у нас есть Часовщик. Он любит чистоту, а ещё он очень дорожит своими очками, которые ему подарил дедушка, поэтому он всегда носит с собой тряпочку, чтобы можно было протереть стёкла. И он никогда не даёт свои очки никому в руки, потому что боится, что их сломают.
Эти фишки необязательны к исполнению, но читателям может понравиться, и они запомнят этого персонажа именно по ним и позже будут вспоминать: «Ну, помнишь того персонажа, который очки свои протирал постоянно?
- А-а, понял-понял. Это Часовщик. Забавный перс».
И если грамотно совместить все вышеперечисленные способы, то на выходе у вас получится интересный и многогранный персонаж. Но с самого начал создать живого героя получается лишь у единиц, так что практика и наблюдение – ваши лучшие друзья навеки вечные.