Выйти на международный уровень, на рынки других стран мечтает и производитель сока или компьютерных игр, и грузоперевозчик, и автор эксклюзивных игрушек. Вроде бы и деньги есть, и солидные навыки ведения бизнеса на родине, и солидный авторитет на внутреннем рынке – пора удивить мир своей продукцией, доступной ценой или изобретениями.
Но ваши первые шаги приведут в тупик в большинстве случаев. Нет, это не противостояние с иностранными производителями (хотя, козни со стороны заграничных конкурентов – не редкость). Это противостояние между менталитетами, незнание международных законов и правил, нежелание или неумение подстраиваться под другую реальность.
С чем мы сталкиваемся на старте
В первую очередь – с незнанием языков: это мешает изучать правила и порядок действия на территории той страны, где планируем работать. Да, в переводчиках нет недостатка, но потребуются узконаправленные специалисты – те, кто в теме, кто способен работать с техническими и юридическими документами.
Вторая проблема – отсутствие внятного, четкого и прозрачного бизнес-проекта: вам в любом случае потребуются иностранные партнеры, которые даже готовы взять на себя основное финансовое бремя, но отсутствие разумного предложения их просто оттолкнет.
Третья проблема – требуется «упаковка» для вашего проекта – та, которая будет интересна за рубежом, которая покажет преимущества перед конкурентами. Если этого нет, потенциальные покупатели не пойдут к вашим партнерам или в ваш филиал. Значит, потребуется решать еще одну проблему – продвижение товара с помощью локальных маркетинговых агентств, ресселеров, интернета. Знаете, как это делать в чужой стране?
Еще одна существенная проблема – расчет расходов. Независимо от того, откроете свой филиал за рубежом или найдете партнера (тоже филиал, но практически бесплатный), вам придется оплачивать услуги специалистов-международников – бухгалтеров, таможенных брокеров, логистов, юристов, которые будут работать по этому направлению.
Если вы надеетесь на помощь представительств отечественной Торгово-промышленной палаты (за рубежом более 30 отделений) или иностранной – зря. Вас просто поставят в очень строгие рамки, из которых выходить нельзя (вас обяжут стать их членами с соответствующими обязательствами), и бизнес не скоро принесет желаемый доход.
Как искать выходы на зарубежные рынки
Перед выходом на международный уровень обязательно зарегистрируйте свой товарный знак. Это – надежная защита для вас на случай, если злоумышленник ожидал вашего прихода в свой регион (следил за вашими успехами в России, узнал о планах по выходу на иностранный рынок, прочее), и зарегистрировал марку/бренд с таким же именем. Или вы разорвали отношения с иностранным партнером: он вправе зарегистрировать вашу торговую марку без вашего одобрения.
Дальше – пробиваться на новом рынке. Самый простой вариант – с помощью интернета: переводите свой сайт на несколько наиболее распространенных языков (английский, немецкий, испанский, итальянский, французский, арабский – выбор огромный).
Второй вариант – использование иностранных ресурсов и B2B-порталов с одновременной реализацией статейного маркетинга. С одной стороны, в продвижении вашего товара/услуги нет посредников, другой стороны, публикация пресс-релизов и новостей вашего предприятия на иностранных бизнес-порталах (в блоках новостей): вы получаете двойной эффект и пользу.
Кто будет работать?
Если вы не планируете искать иностранных партнеров, и хотите быть полностью независимым, остается решить немаловажный вопрос: а, кто будет там работать? Вариантов всего два: местный профессионал или бывший соотечественник?
Первый вариант – отличный: местный все знает, во всем разбирается, он не растеряется в окружении 10-15 конкурентов и решит все проблемы. Второй вариант тоже имеет свои преимущества: у вас одинаковый менталитет (даже при условии, что человек живет в другой стране 10 или 20 лет), вам проще найти общий язык, ему проще объяснить – буквально в двух словах – все особенности и нюансы, и опять же – на одном с вами языке…
Идеальный вариант – найти местного профессионала из соотечественников, который не первый год ведет свой бизнес в выбранной стране, и будет либо вашим партнером, либо ментором. Это будет ваш помощник, друг, товарищ, учитель, которому интересно помогать соотечественнику, дополнительно развиваться самому.
Где искать менторов и наставников в бизнесе?
Вы можете воспользоваться сервисом United Mentors.
Здесь собраны реальные предприниматели из разных стран с оборотом от 10 млн. до 2,5 млрд. рублей, которые готовы делиться своим опытом в формате бизнес-менторства.