Что лучше: организовать свой бизнес или купить франшизу?
Первый вариант требует солидной подготовки – нужен стартовый капитал, хорошо продуманная стратегия, конкурентоспособный или вовсе уникальный товар или услуга, и упорство. И окупаемость вложений наступит в лучшем случае через 3-4 месяца, а солидная прибыль – через 6-8 месяцев и больше.
Второй вариант предприимчивых людей манит больше: купил франшизу, получил все готовое – стратегии и подготовленный персонал, товарный знак и поставщиков, и начинаешь загребать деньги лопатой, отстегивая ежемесячно роялти (определенный процент франчайзеру – владельцу франшизы).
Но все ли так легко и просто? Ведь есть достаточно примеров, когда франчайзи – покупатель (точнее – временный арендатор) франшизы – достаточно быстро закрывается. Даже при условии, что он работал под известным брендом.
Причин много, но главная – человек не смог разобраться во всех особенностях условий франшизы: он выбрал не тот путь и/или тактику.
Вот к примеру отзыв об одной франшизе от известного блогера-предпринимателя:
или еще
Кому подходит франшиза?
В первую очередь тем, кто понимает: франчайзинг, как бизнес-модель, может быть отличным инструментом для организации бизнеса с нуля только в одном случае.
Это должен быть известный бренд (торговая марка), который работает на рынке (в выбранной нише) не первый год, имеет свою сеть и доказал свою состоятельность (или спрос на продукцию/услугу постоянно и уверенно растет). При этом даже такое универсальное средство получения прибыли подходит не каждому инвестору.
Франшиза подходит тем, кто готов дать себе лично ответы на несколько вопросов:
- Я готов работать на кого-то? Ведь мне придется выполнять жесткие требования франчайзера, а инициатива поощряться не будет. Я буду ограничен во всем – в стратегии развития, обучения персонала, месту размещения, рекламе – разработке и способе подачи.
- Я готов принимать ответственные решения и отстаивать свою точку зрения?
- Я действительно могу самостоятельно заниматься собственным бизнесом, или стоит подождать?
Если выбранная ниша в бизнесе малознакома или неинтересна, но сулит большую прибыль, стоит подумать – нужна ли покупка франшизы именно вам? Если все же хотите начинать работу, стоит учесть ряд особенностей.
Подводные камни франшизы
Первый шаг к провалу при покупке франшизы – отсутствие достаточного капитала.
Не верьте рассуждениям, что вам дадут все готовое: вам никто не даст денег на запуск бизнеса и его раскрутку – они потребуются не на один месяц работы.
Легального бизнеса, который за 1 месяц окупит все издержки, нет: вам нужно платить зарплату, налоги, коммунальные платежи. Если помещение в аренде – и арендную плату. И, самое главное, это парушальный взнос – обязательная выплата владельцу франшизы за вход на рынок под его брендом.
Стоит помнить и о возможных форс-мажорах – на решение проблем всегда нужны деньги. Известные бренды предъявляют важное требование: помещение, где вы будете работать, должно находиться в собственности – аренда недопустима.
Второй шаг к краху при покупке франшизы – ваша гордость и желание быть самостоятельным. Это не подходит: такой формат построения отношений подразумевает точное и безукоризненное выполнение всех требований старшего партнера (франчайзера). Да, решения франчайзера могут не совсем подходить условиям работы в вашем городе, но их необходимо выполнять. Да, будут приветствоваться идеи по улучшению бизнеса, но рамки для новшеств очень узкие – вам не дадут развернуться. Вы не сможете менять график работы или перечень товаров/услуг, менять поставщиков или изготавливать собственные рекламные материалы: это противопоказано при покупке франшизы.
Франшиза – это удочка, которая вручается франчайзи: да, вас научат ловить рыбу (зарабатывать деньги). Но подавляющее большинство договоров по франшизе имеют несколько особенностей:
- Франчайзер может разорвать отношения в одностороннем порядке даже без объяснения причин. И все вложенные средства и старания с вашей стороны превратятся в пыль.
- При переходе права собственности на бренд договор с вами вряд ли будет пролонгирован. И все ваши труды – на ветер.
Что делать, если есть желание зарабатывать, но вставать под флаг чужого бренда и нести риски работы с малоизвестной франшизой все же не хочется? Ответ — открыть свой, независимый ни от кого бизнес.
Ну а как же отсутствие опыта в выбранной нише? Ведь именно поэтому вы и думаете о покупке франшизы.
Для этого есть бизнес-менторы, то есть реальные предприниматели, которые работают в этой нише давно и знают все нюансы и подводные камни:
- какое оборудование закупать,
- какие маркетинговые инструменты работают лучше всего,
- как находить персонал,
- как и где искать поставщиков
и т. д.
Плюсы бизнес-менторства в отличии от покупки малоизвестной франшизы:
— Не нужно платить паушальный взнос
— Не нужно ежемесячное отчисление роялти
— Независимость от принятия собственных решений в бизнесе
Важное уточнение:
Если вы решили покупать известную франшизу, например, KFC или Black Star Burger, то здесь значимую роль играет узнаваемость бренда и хорошо поставленная бизнес-модель. Такая покупка может быть оправдана. Но покупая франшизу неизвестного никому бренда без большой сети, вы можете попасть в очень сложное положение, когда франчайзи, к примеру, будет скидывать вам неликвидный товар, а вы при этом будете еще и платить ему роялти.
Где искать менторов и наставников в бизнесе?
Вы можете воспользоваться сервисом United Mentors.
Здесь собраны реальные предприниматели из разных стран с оборотом от 10 млн. до 2,5 млрд. рублей, которые готовы делиться своим опытом в формате бизнес-менторства.
Примеры менторов:
Владелица семейного кафе в Казани с оборотом 30 млн руб. в год
Сафина Дина в 2015 году открыла семейное кафе «ПанКот». Кафе за это время из никому неизвестного проекта стало лидером в Казани
В прошлом — основатель крупнейшей в России фабрики мебели Rival с оборотом 1 млрд. ₽
Арман основатель фабрики мебели, которая в период с 1997 по 2015 входила в список крупнейших в России. Оборот ≈ 1 млрд. руб. за год. Компания была продана в 2015 году большому мебельному холдингу.