"Человек удивительной судьбы, разносторонних знаний, умений, поражающий силой характера, воли, являющийся примером нравственности, жизнестойкости, несгибаемости, образцом трудоспособности, вызывает интерес у каждого из нас."
/Из этих ваших интернетов/
Забавно, но это заезженное вступление из типичного сочинения на тему "Человек интересной судьбы", как нельзя лучше подходит к лидеру группы Manfred Mann's Earth Band, о первом, одноимённом альбоме которой я сегодня хотел бы поговорить.
Начну с того, что будущий Манфред Манн (тогда его звали Майкл Сепсе Любовиц), родился в ЮАР (Южно-Африканской Республике) 21 октября 1940 года, в городе Йоханнесбург. Это был самый крупный по численности жителей город в ЮАР, центр самой богатой провинции Гаутенг, переживавший в 40-е - 50-е годы бурный экономический рост.
Майкл Любовиц был, что называется, "мальчиком из приличной еврейской семьи". Его родители были состоятельными еврейскими эмигрантами из Литвы. Я не знаю, когда они переехали в ЮАР, но, в любом случае сделали это вовремя. Участь евреев, оставшихся к 1940 году в Литве, была, как правило, печальна...
Его мать, пианистка Алма Коэн, видимо, с детства привила будущему "королю мини Муга" любовь к клавишным инструментам. Отец, Дэвид Любовиц, владел издательством, в котором Майкл работал некоторое время после окончания школы.
Затем он изучал классическую музыку в Университете Витватерсранда, ведущем университете Южной Африки, расположенном около Йоханнесбурга. В годы апартеида руководство университета с самого начала противодействовало этой политике и критиковало её. Вплоть до 1959 г. университет принимал темнокожих студентов без ограничений, однако и после принятия специального закона об ужесточении сегрегации в университетах в него продолжали поступать коренные африканцы, многие из которых стали потом видными деятелями движений против апартеида. Например, там учился Нельсон Мандела, будущий президент ЮАР.
В это же время Майкл выступал в качестве джазового пианиста во многих клубах Йоханнесбурга. Между 1959-м и 1961 годами записал вместе со своим другом детства Гарри Миллером два альбома в составе группы The Vikings.
За время учёбы в университете Майкл Любовиц стал убеждённым противником апартеида, что сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе. В 1961 году Майкл уезжает сначала в Нью-Йорк, а затем в Англию. Примерно в это же время он начал писать для Jazz News под псевдонимом Manfred Manne (также M. Manne, по фамилии барабанщика Шелли Манна), которая вскоре была сокращена до Mann.
В 1962 году Манн повстречался с клавишником и барабанщиком Майком Хаггом, и они формируют джазово-блюзовый квинтет, который получил название Mann Hugg Blues Brothers. В марте 1963 года группа подписала контракт с HMV Records, по предложению лейбла название было изменено на Manfred Mann.
Творчество этого коллектива представляло собой смесь ритм-энд-блюза и поп-музыки, причём большую часть материала занимали обработки произведений других авторов. Надо сказать, что в альбомах группы Manfred Mann's Earth Band тоже частенько встречались каверы, которые, зачастую, были лучше оригинала.
Наигравшись в поп-рок, Манфред Манн (теперь все его знали под этим псевдонимом) кидается в другую крайность, и в 1969 году создаёт всё с тем же Майком Хаггом новый проект, Manfred Mann Chapter Three, экспериментальную джаз-роковую группу. Было записано два совершенно умопомрачительных альбома, "Manfred Mann Chapter Three" в 1969 и "Vol 2" в 1970 году, после чего эта замечательная команда распалась.
Неутомимый Манфред Манн, как истинный "человек интересной судьбы", тут же формирует новую банду, Manfred Mann's Earth Band, на этот раз объединившись с поющим гитаристом Миком Роджерсом.
В конечном итоге состав новой группы выглядел так:
Мик Роджерс - гитара, вокал.
Манфред Манн - синтезатор, орган, вокал.
Колин Паттенден - бас-гитара.
Крис Слейд - ударные.
Первый, одноимённый альбом новоявленной группы, ''Manfred Mann's Earth Band'', был выпущен в продажу в США и Англии в январе - февраля 1972 года, и, по началу, не пользовался большим спросом. В течение шести недель он находился в чарте Billboard 200, достигнув пика на 138-м месте 18 марта.
Однако, альбом был встречен положительными отзывами американских критиков. Журнал Ramparts назвал его передышкой от "чрезмерно абстрактного психоделического / хард-рока" того времени, а также "исключительным по звучанию альбомом". в конце 1972 года, Группа Manfred Mann's Earth Band была названа третьим лучшим альбомом года в колонке Роберта Кристгау для Newsday . Музыкальный критик аплодировал новаторским синтезаторным партиям Манна, и "оригинальным и заимствованным " текстам песен, называя альбом "одной из тех будущих рок-пластинок, которые, вероятно, не породят наследников, даже у группы, которая его сделала".
Позже Кристгау поставил альбом на 17-е место в десятилетнем списке The Village Voice, и описал его как "экстраординарную культовую пластинку", которая достигла дихотомического синтеза "искусство-коммерция", чего, по его словам, Манн придерживался с первых лет своей музыкальной карьеры.
Короче говоря, Манфреду Манну наконец удалось идеальным образом сочетать новаторские эксперименты и коммерческий потенциал в одном альбоме. Надо сказать, он и в дальнейшем следовал этому принципу.
Альбом ''Manfred Mann's Earth Band'' содержит много интересных идей Манфреда Манна как в области написания мелодий, так и их аранжировки; присутствуют элементы прог-рокового звучания, но в то же время все еще имеются сильные ритм-н-блюзовые корни. На самом деле, в нём можно услышать то, чем музыка Манфреда Манна была раньше, и то какой она станет в ближайшем будущем.
1. "California Coastline" - отличная прог-роковая песня с тяжелыми гитарами и "фирменной" игрой Манфреда на мини Муге, ставшей, впоследствии, его "визитной карточкой".
2. "Captain Bobby Stout" - шикарнейший госпел! Моя любимая песня в альбоме. Подпевает, не иначе, как хор из афроамериканок. Авторство песни принадлежит американскому поэту, композитору и музыканту Лейну Тиетгену.
3. "Sloth" - это полутораминутный искаженный гитарный звук, "космический" синтезатор и немного фортепиано. Короткий инструментал.
4. "Living Without You" - бодрая поп-роковая песенка, на этот раз за авторством Рэнди Ньюмана, ещё одного американского певца, автора песен, аранжировщика и композитора.
5. "Tribute" - вторая инструментальная композиция на альбоме. Гитара, бас и синтезаторы. Есть в ней нечто магическое... Завораживает.
6. "Please Mrs Henry" - а это кавер на песню самого Боба Дилана! Ещё одна "южная" песня с элементами госпела.
7. "Jump Sturdy" - песня за авторством, кто бы мог подумать, американского "автора песен, певца и композитора", которого звали Малкольм Джон Ребеннак - младший, а по-простому Доктор Джон, родом из Нового Орлеана. Что, в общем-то, чувствуется. Это песня, которая рассказывает традиционную историю глубокого Юга о потустороннем болотно-русалочном существе. В конце трека присутствует джазовая импровизация на фортепиано от Манфреда Манна.
8. "Prayer" - а эта песня за авторством самого Манна, наполненная тревожными, дисгармоничными аккордами, является уже некоей стилизацией, с элементами кантри-музыки, под "южный буги".
9. "Part Time Man" - простая баллада под пианино о человеке, единственная мечта которого - работать не полный рабочий день.
10. "I'm Up and I'm Leaving" - ещё одна баллада: " Я встаю и ухожу, расправлю крылья. Выберусь из страны и буду делать большие дела. ". Ну, вы поняли, о ком это. О "человеке интересной судьбы".
''Manfred Mann's Earth Band'', на мой взгляд, один из интереснейших альбомов Манфреда Манна. Состоящий, по большей части, из тщательно подобранных каверов на песни американских авторов - исполнителей, и стилистически выверенных с ними собственных композиций, альбом производит сильное впечатление. Ничего подобного в английском прог-роке я больше не слышал.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Manfred Mann's Earth Band вы можете прочитать у меня здесь:
''Nightingales & Bombers'', 1975
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.