Отец ночи, отец дня
Отец, который забирает тьму прочь
Отец, который учит птицу летать
Строитель радуг высоко в небе
Отец одиночества и боли
Отец любви и отец дождя
Отец дня, отец ночи
Отец черного, отец белого
Отец, который построил такую высокую гору
Кто формирует облако на небе
Отец времени, отец снов
Отец, который обращает реки и ручьи
Отец зерна, отец пшеницы
Отец холода и отец тепла
Отец воздуха и отец деревьев
Кто живет в наших сердцах и наших воспоминаниях
Отец минут, отец дней
Отец которого мы особенно торжественно восхваляем
/"Father of Day, Father of Night"/
"Отец ночи, Отец дня" - своеобразную интерпретацию еврейской молитвы Амида, которая открывает альбом, и задаёт ему тон, придумал Боб Дилан, можно сказать, штатный автор Манфреда Манна, песни которого присутствуют во всех предыдущих альбомах Manfred Mann's Earth Band. Она входит в альбом Дилана "New Morning" 1970 года. Сама песня изначально была написана для новой пьесы поэта Арчибальда Маклиша "The Devil and Daniel Webster", но в результате не была использована при её постановке.
Как утверждают критики, "Отец ночи" представляет собой одно из самых авантюрных произведений Дилана в музыкальном плане, поскольку оно написано в двух отдельных тональностях, плавно перетекающих из одной в другую, но без использования обычных простых методов модуляции. Песня, в результате, звучит необычно, и, как мне кажется, особенно проникновенно.
Вот, как её исполнял сам Боб Дилан:
Другим источником вдохновения для создания этого альбома послужила оркестровая сюита "Планеты" английского композитора Густава Холста, которую он написал в 1914 - 1916 годах. Каждая часть сюиты названа в честь одной из планет Солнечной системы, с соответствующего ей, по мнению композитора, астрологического характера. С момента премьеры и по сей день сюита пользуется неизменной популярностью и влиянием, широко исполняется и часто записывается.
В оригинальную версию альбома ''Solar Fire'' вошли две части сюиты, объединённые в одну композицию: "Сатурн, вестник старости" и "Меркурий, крылатый посланник". Ещё одна часть, "Юпитер, приносящий радость", использовалась при написании композиции "Joybringer", которая вышла синглом. На, собственно, альбом ''Solar Fire'', она попала только в издании 1998 года в качестве бонус-трека.
Что бы понять, что сотворил с музыкой Густава Холста великий экспериментатор Манфред Манн, предлагаю послушать, как звучит "Меркурий, крылатый посланник" ("Mercury The Winged Messenger") в оригинале:
На первый взгляд, концептуально альбом посвящён теме Космоса, которая в 1973 году была весьма популярна: 70-е были временем великих побед и открытий. Американцы совсем недавно слетали на Луну, и многим казалось, что очень скоро вся Солнечная система будет покорена Человечеством, как это описано в научно-фантастических романах.
Однако, в эту концепцию не укладывается первый трек, который заставляет взглянуть на альбом под другим углом: кто для Манфреда Манна "Отец ночи, Отец дня"? Можно, конечно, предположить что это просто Творец, Бог, описанный в какой-либо канонической религии. Однако, я рискну предположить, что в этом альбоме Манфред Манн поклоняется Солнцу! В пользу этой версии говорит и название альбома - "Солнечный огонь". И кто, в конце концов, "Отец дня и Отец ночи", " Отец, который забирает тьму прочь", и "Строитель радуг высоко в небе"? Кто может построить радугу, кроме Солнца? Тема Солнца продолжается и во втором треке, там поётся, о том, что сначала была тьма, потом появился солнечный свет, который стал источником жизни.
Вторая сторона открывается совершенно недвусмысленному обращению к Солнцу:
"Смотри на утреннего танцора, пересекающего небо.
Проходя он превращается из золотого в янтарный.
Он должен знать ответ, он должен знать, почему.
В поисках ответа, взгляни на небо."
/"Solar Fire"/
И фрагменты сюиты Густава Холста посвящены планетам, которые вращаются вокруг Солнца, и как бы, служат его свитой, подчёркивая величие Светила. Любопытна тут тема планеты Плутон, трек "Pluto the Dog". С одной стороны, это шутливая отсылка к персонажу из диснеевского мультика, а с другой стороны, упоминание планеты, которой не было в произведении Холста! На время написания сюиты Плутон ещё не был открыт. Похоже, Манфред Манн решил представить Плутон в виде этакой солнечной собачки, которая вертится вокруг Светила на очень большом отдалении.
В музыкальном плане альбом представляет собой хард-рок, напоминающий стиль Deep Purple, с типичными арт-роковыми соло на Мини Муге от Манфреда Манна.
Альбом ''Solar Fire'' был записан на студии Манфреда Манна, The Workhouse, в течении 1973 года, и вышел в продажу 30 ноября, на лейбле Bronze в Англии, и Polydor в США.
Манфред Манн - орган, меллотрон, синтезатор Минимуг, вокал.
Мик Роджерс - гитара, вокал.
Колин Паттенден - бас-гитара.
Крис Слейд - барабаны.
Дополнительные музыканты:
Ирен Чантер - бэк-вокал.
Дорин Чантер - бэк-вокал.
Grove Singers - бэк-вокал.
Пол Резерфорд - тромбон.
Питер Майлз - дополнительная перкуссия на "In The Beginning, Darkness".
1. "Father of Day, Father of Night" - торжественный гимн, с хором, "церковным" органом и меллотроном, восхваление Солнца.
2. "In the Beginning, Darkness" - хард-роковый номер, немного в стиле Deep Purple, повествующий о движении из тьмы к свету.
3. "Pluto the Dog" - забавная, немного фанковая инструментальная пьеса, с собачим лаем и любопытным соло Манфреда Манна на мини Муге.
4. "Solar Fire" - вкрадчивое вступление органа Хаммонда как бы взято у Deep Purple, да и дальше, на мой взгляд, чувствуется влияние этой замечательной группы. Ещё одно обращение к Светилу.
5. "Saturn, Lord of the Ring / Mercury, the Winged Messenger" - тема Густава Холста "Сатурн, вестник старости" (так в оригинале), сыграна хард-роковой гитарой, наложенной на ритм-н-блюзовый шафл. Тему же "крылатого посланника" Меркурия обыграл на мини Муге сам Манфред Манн, в своём типичном стиле, кое-где вступая в "дуэль" с гитарой Роджерса.
6. "Earth, the Circle Part 2" - трек, посвящённый Земле, не выделяется из общего ряда. Это хард-рок с "прогрессивными" арт-роковыми вставками.
7. "Earth, the Circle Part 1" - в первой части (которая, почему-то, идёт после второй), подключается вокал Роджерса, и песня, постепенно стихая, сходит на нет, завершая альбом.
Некоторые критики считают альбом ''Solar Fire'' чуть ли не вершиной творчества Manfred Mann's Earth Band, особо выделяя первый трек. На мой взгляд, это безусловно, очень хороший альбом, но он принципиально не выделяется из общего ряда замечательных работ, записанных Манфредом Манном & Компания в 70-е годы. Мне кажется, они все прекрасны, каждая на свой лад!
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!
Навигация по блогу
Ещё о группе Manfred Mann's Earth Band вы можете прочитать у меня здесь:
''Manfred Mann's Earth Band'', 1972
''The Good Earth'', 1974
''Nightingales & Bombers'', 1975
''The Roaring Silence'', 1976
''Watch'', 1978