Найти тему
Remont1969

Броня двуединой монархии. Часть 14. Heigl Panzerauto. 1926. Пиксельный камуфляж на учебных машинах 20-х годов.

Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934
Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934

Heigl Panzerauto M.26/ Škoda M.23

Страна: Австрия

Год выпуска: 1926

Производитель: Brig. Kraftfahrzug No 2

Экипаж: 4

Кол-во: 2

Бронирование: сталь - 4 мм

Вооружение: 2х7,92-мм пулемета Schwarzlose

В ходе учений в 1925 году обе "псевдо"-бронемашины, построенные по проекту Фрица Хейгля, по задумке должны были имитировать подвижные броневые объекты на поле боя, претворяя в жизнь тактические наработки австрийских офицеров. И, хотя учения прошли успешно, оба деревянных броневика образца 1925 года были сильно повреждены в результате эксплуатации и к тому же намокли. Военные решили, что даже для учебных целей нужны "объекты покрепче. Военные снова доверили проект Фрицу Хейглю.
Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934. Возможно симметрично отражена
Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934. Возможно симметрично отражена

Фриц Хейгль в то время был ведущим специалистом в мире по броневым машинам и их использованию. Создавая свои справочники Хейгль изучил практически все броневые машины, которые выпускались в мире и решил опираться на чешские проекты 1922 и 1924 годов - Škoda PA-I и PA-II. Эти машины считались не только лучшими и самыми современными в мире, но и машинами потенциального противника. Конечно то, что по проекту построили, к чешским машинам имело маленькое отношение, но сделать и заявить это разные вещи. Единственным, что конструктор взял у Škoda PA-I была башня с двумя пулеметами. Но и эту башню чехи подсмотрели у российского броневика Братолюбова-Некрасова на шасси Руссо-Балт, так что чем-то оригинальным она не была. Концентрация огня на одной цели были признана более ценной для возможность обстрела чем ведение огня в разных секторах. В остальном корпус машин Хейгля был оригинальным, совершенно не похожим на "черепахоподобный" у чешских машин.

Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934 Чертеж подписан Фрицем Хейглем как ... Skoda M.23
Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934 Чертеж подписан Фрицем Хейглем как ... Skoda M.23

Все броневые листы машины имели наклон для усиления защиты с любого направления. Размеры корпуса были уменьшены и экипаж сокращен до 4-х человек: механик-водитель, командир и два стрелка. Оба пулемета установили в крупной башне со скошенным лобовым листом, имеющим возможность и зенитной стрельбы. Сложный бронекорпус чешского образца был предельно упрощен сохранив только базовую идею симметричности, все сложные округлые формы были уплощены.

-4

Для истории бронетехники эти учебные машины интересны активным применением сейчас очень модного "пиксельного" камуфляжа, который в эру аналоговых кинокамер и невооруженного человеческого глаза, в принципе был бесполезен. После испытания бронемашин на маневрах Фритц Хейгль в своем отчете сообщал, что машина произвела неизгладимое впечатление на наблюдателей, которые сразу бросились её фотографировать. Активная эксплуатация бронемашины продолжалась еще год, после чего они так же были разбронированы и выведены даже из учебной эксплуатации. Руководству Хейгля видимо наконец попали в руки фотографии настоящих чешских "черепах", которые чешская армия и купила. А самому автору порекомендовали заниматься справочниками, а не боевыми машинами.

Обрезанная фотография. Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934
Обрезанная фотография. Фотография из архива V. Norlunda. Взята с сайта https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934

История деятельности Фрица Хейгля полна перемещений между армией, научными и учебными учреждениями. Чешские исследователи возможно нашли еще одно - предприниматель и возможно аферист. В шведских архивах были найдены фотографии броневика обр 1926 года, подписанные как Škoda M.23, и были предложены австрийской фирмой "F. Heigl.". Можно предположить, что автор проекта не найдя понимания у своих военных решил продать проект шведам, а так как марка Škoda была на слуху, почему бы не назвать его так?

Источники:

F. von Schiller "Fritz Heigl und Schulpanzerautos des Bundesheeres" (Der 33er, 03/2008)

https://topwar.ru/38537-avstriyskie-broneavtomobili-mezhvoennogo-perioda-chast-i.html

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/austria/heigl_m26.htm

https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934