Heigl Panzerauto M.26/ Škoda M.23
Страна: Австрия
Год выпуска: 1926
Производитель: Brig. Kraftfahrzug No 2
Экипаж: 4
Кол-во: 2
Бронирование: сталь - 4 мм
Вооружение: 2х7,92-мм пулемета Schwarzlose
В ходе учений в 1925 году обе "псевдо"-бронемашины, построенные по проекту Фрица Хейгля, по задумке должны были имитировать подвижные броневые объекты на поле боя, претворяя в жизнь тактические наработки австрийских офицеров. И, хотя учения прошли успешно, оба деревянных броневика образца 1925 года были сильно повреждены в результате эксплуатации и к тому же намокли. Военные решили, что даже для учебных целей нужны "объекты покрепче. Военные снова доверили проект Фрицу Хейглю.
Фриц Хейгль в то время был ведущим специалистом в мире по броневым машинам и их использованию. Создавая свои справочники Хейгль изучил практически все броневые машины, которые выпускались в мире и решил опираться на чешские проекты 1922 и 1924 годов - Škoda PA-I и PA-II. Эти машины считались не только лучшими и самыми современными в мире, но и машинами потенциального противника. Конечно то, что по проекту построили, к чешским машинам имело маленькое отношение, но сделать и заявить это разные вещи. Единственным, что конструктор взял у Škoda PA-I была башня с двумя пулеметами. Но и эту башню чехи подсмотрели у российского броневика Братолюбова-Некрасова на шасси Руссо-Балт, так что чем-то оригинальным она не была. Концентрация огня на одной цели были признана более ценной для возможность обстрела чем ведение огня в разных секторах. В остальном корпус машин Хейгля был оригинальным, совершенно не похожим на "черепахоподобный" у чешских машин.
Все броневые листы машины имели наклон для усиления защиты с любого направления. Размеры корпуса были уменьшены и экипаж сокращен до 4-х человек: механик-водитель, командир и два стрелка. Оба пулемета установили в крупной башне со скошенным лобовым листом, имеющим возможность и зенитной стрельбы. Сложный бронекорпус чешского образца был предельно упрощен сохранив только базовую идею симметричности, все сложные округлые формы были уплощены.
Для истории бронетехники эти учебные машины интересны активным применением сейчас очень модного "пиксельного" камуфляжа, который в эру аналоговых кинокамер и невооруженного человеческого глаза, в принципе был бесполезен. После испытания бронемашин на маневрах Фритц Хейгль в своем отчете сообщал, что машина произвела неизгладимое впечатление на наблюдателей, которые сразу бросились её фотографировать. Активная эксплуатация бронемашины продолжалась еще год, после чего они так же были разбронированы и выведены даже из учебной эксплуатации. Руководству Хейгля видимо наконец попали в руки фотографии настоящих чешских "черепах", которые чешская армия и купила. А самому автору порекомендовали заниматься справочниками, а не боевыми машинами.
История деятельности Фрица Хейгля полна перемещений между армией, научными и учебными учреждениями. Чешские исследователи возможно нашли еще одно - предприниматель и возможно аферист. В шведских архивах были найдены фотографии броневика обр 1926 года, подписанные как Škoda M.23, и были предложены австрийской фирмой "F. Heigl.". Можно предположить, что автор проекта не найдя понимания у своих военных решил продать проект шведам, а так как марка Škoda была на слуху, почему бы не назвать его так?
Источники:
F. von Schiller "Fritz Heigl und Schulpanzerautos des Bundesheeres" (Der 33er, 03/2008)
https://topwar.ru/38537-avstriyskie-broneavtomobili-mezhvoennogo-perioda-chast-i.html
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/austria/heigl_m26.htm
https://www.valka.cz/CZK-Skoda-M-23-t210934