Капитан вермахта Гельмут Вельц командовал сапёрным батальоном и участвовал в Сталинградской битве. Там ему пришлось тесно взаимодействовать с румынскими военнослужащими, две роты которых были приписаны к его батальону.
Немцы не доверяли своим румынским союзникам. И Вельц вспоминал, что он мог поручить им только земляные работы. На большее рассчитывать не приходилось, так как они были совершенно не обучены военному делу. Командир роты не имел представления о большей части своих солдат. Этих людей набирали «с миру по нитке». Большинство из них умели только печь булки и чистить лошадей.
Немецкий капитан отмечает плачевное физическое состояние своих союзников. К нему в батальон они поступили уже потрёпанными в боях и выглядели очень плохо. Практически всем требовалась медицинская помощь, многие были сильно истощены. В итоге в одной роте, которую успели обследовать врачи, из 120 человек 90 оказались небоеспособными, а половина вообще были не годными к военной службе.
Видя такое удручающее положение дел, Гельмут Вельц рассуждает, что те люди, которые прислали в Сталинград этих жалких солдат, глупцы. Они верят, что такая деморализованная армия может кого-то победить. Им даже не дали нормального вооружения. Вместо бесполезных 37-мм пушек им нужны были современные противотанковые орудия.
Немцы смотрели на румын свысока, а многие и вовсе с презрением. Их считали людьми второго сорта, но отмечали, что они немцам нужны. Комбат Вельц лично общался с ними и вот, что они ему рассказали.
Румынский капитан никого не подпускал к кухне и сам варил еду. Он выработал особую систему, по которой распределял пищу. Самые густые порции с кусками мяса он выдавал офицерам. Унтер-офицерам доставались остатки гущи. Солдаты же получали одну жидкость, которая больше напоминала тёплую и безвкусную воду.
Гельмут Вельц попал в советский плен незадолго до сдачи 6-й армии Паулюса. Он пересмотрел свои взгляды и стал убежденным коммунистом и антифашистом, став членом Национального комитета Свободной Германии. После войны занимал административные должности в ГДР.
В румынской армии не отменены и продолжают активно применяться телесные наказания. Причём не важно, в каком состоянии солдат. Наказывали всех, включая раненых и обмороженных. В таких условиях росла ненависть низших чинов к офицерам, и о высоком боевом духе не было и речи. Румыны часто не просто отступали, а обращались в паническое бегство перед частями Красной армии.
Солдаты не знали покоя с утра до вечера. Они должны были обслуживать своих командиров, создавая комфорт и уют в их блиндажах. Иногда задания граничили с откровенным абсурдом.
Румынский капитан с говорящей фамилией Попеску был ярым наездником и очень любил свою кобылу по кличке «Мадмуазель». Поэтому он захватил её с собой, и она прошла с ним путь от Карпат до берегов Волги. Естественно, что обслуживать лошадь приходилось подчинённым капитана. Питалась она намного лучше, чем любой солдат из его роты. Под Сталинградом целый взвод был занят тем, что строил конюшню для кобылы.
Естественно, никто в этой статье не оправдывает ни румын, ни немцев. Эти люди пришли на советскую землю, что бы её отнять. Поэтому они заслужили всё то, что с ними происходило. Но интересна оценка своих союзников немецкой стороной. Даже они отмечали их удручающее положение и особо не рассчитывали на помощь.
Спасибо, что заглянули на канал. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы.