Я отчетливо помню, как первый раз придя в фотостудию, трясся от волнения, как осиновый лист на ветру.
Прочитав предварительно множество материалов по студийному свету, настройках камеры и осветительных приборов, у меня из головы вылетели названия и назначение светоформирующих насадок.
На вопрос администратора: "Что вам потребуется для съемки?", я, судорожно достав подготовленную памятку, перечислил все необходимое.
Чтобы у тебя, мой друг, не возникло таких проблем и съемка в студии не вызывала столько вопросов и стресса, я начну цикл статей, посвященных студийной фотографии, именно с ликбеза по светоформирующим насадкам.
В залах фотостудий, как правило, уже стоит какое-то стандартное количество источников света, как правило 3 шт., (их называют головы или бошки) и какие-то насадки уже надеты на них (как правило, мягкие). Поэтому вопрос о количестве необходимых источников света для новичка не столь актуален.
Насадки - первый вопрос, на мой взгляд, с которым надо разобраться, касаясь студийного оборудования. Ведь именно насадка отвечает за качество или вид потока света, которым будет освещен объект съемки.
Насадки формируют поток света определенной жесткости и размера светового пятна.
При одинаковых настройках камеры, мощности светового импульса (мощность головы) и расстояния до объекта съемки ты получишь разные световые пятна, как по форме, так и по жесткости и четкости границы.
Одно из важнейших правил, которым надо руководствоваться при выборе насадки и установке света гласит: Чем ближе источник света к объекту съемки - тем свет освещает объект мягче. Чем свет установлен дальше - тем освещает объект жестче.
А теперь давай разберем стандартные типы студийных насадок. Условно разделим их на мягкие и жесткие.
Мягкие насадки
- Софтбокс (или софт) - мягкая насадка прямоугольной формы. Бывает нескольких размеров: 60х60см, 60х90см, 120х180см. Служит для формирования мягкого рассеянного освещения с невысокой контрастностью. С помощью софтбокса формируется равномерное освещение с растушеванными границами. С мягким светом работать проще, ввиду того, что он менее требователен к состоянию кожи и красоте моделей, а также к навыкам фотографа. Такой свет обычно скрывает огрехи макияжа и делает более ровную картинку.
- Стрипбокс (или стрип) - Разновидность софтбокса. Представляет собой узкую насадку наподобие софтбокса прямоугольной формы. Имеет размеры: 30х90см, 30х120см, 30х180см. Стрип формирует узкую полоску света (в отличие от софтбокса) с характеристиками пятна, схожими с софтбоксом. Как правило применяется для контрового или в качестве рисующего света для формирования узкой световой полосы на объекте съемки.
- Октабокс (окта). Также относится к насадкам, формирующим мягкое световое пятно на объекте съемки. Представляет собой 8-угольную насадку с достаточно большим размером светового пятна. Также бывает нескольких размеров: 60см, 120см, 150см. Излюбленная насадка для фэшен-фотографов и фотографов, снимающих lookbook & campaign в силу того, что формируется равномерное мягкое световое освещение, что позволяет осветить сразу несколько объектов съемки одновременно.
Жесткие насадки
- Рефлектор (или горшок) - жесткая насадка с круглым ярким световым пятном и контрастным светом. на большом расстянии от источника света формируется достаточно жесткая и четкая граница. Рефлектор является насадкой, формирующей, пожалуй, самое жесткое освещение объекта съемки. Тем не менее, на расстоянии метра или двух от модели, он не будет давать столь же жесткую тень, как солнечный свет, поскольку светится вся поверхность рефлектора, следовательно освещение будет мягче.
- Narrow (или ведро) - жесткая насадка, напоминающая рефлектор, но дает более узкий направленный пучок света. Чем длиннее эта насадка, тем дальше его можно относить от объекта съемки не меняя мощность головы (если сравнивать с тем же рефлектором).
- Снут (или тубус) - Жесткая коническая насадка, формирующая малое узкое световое пятно круглой формы. применяется для того, чтобы выделить светом определенный участок на объекте съемки, или нужную деталь (например, какой-то аксессуар или деталь одежды).
- Портретная тарелка (или тарелка, beauty dish) - обычно бывает диаметром порядка 52см. Представляет собой самую мягкую из всех жестких насадок. как правило устанавливается на расстоянии 1.5-2м от модели для того, чтобы тени растушевывались наиболее красиво, а также формировалось приятное освещение кожи модели.
- Отдельного внимания заслуживает светоформирующая насадка Габо, представляющая собой минирефлектор с линзой для формирования различных светотеневых рисунков при художественной фотографии.
Помимо самих насадок, существуют модификаторы световых насадок:
- Соты - есть, как для жестких, так и для мягких насадок. Применяются для того, чтобы сузить световой поток и направить его более узко, тем самым, позволяя ограничить угол рассеивания и усилить светотеневой рисунок.
- Шторки - надеваются на рефлектор и позволяют сузить и направить световой поток в нужное направление.
- Фильтры - бывают, как цветные, так и рассеивающие (диффузные, софтящие). Фильтры такого рода, как правило, приклеиваются на малярный скотч к насадкам, как ко внешней поверхности жестких, так и на внутреннюю поверхность мягких.
- Синефоль (или черная фольга) - применяется для изготовления своеобразных масок, шторок и т.п. на источники света, для получения интересных световых пятен. Также прикрепляется на скотч к источнику света. Черная фольга или синефоль.
Применение различных комбинаций этих приспособлений помогает получить достаточно интересные и привлекательные эффекты. Главное следите за тем, чтобы световые приборы не перегревались. Они тоже, бывает, устают и им нужно время, чтобы остыть.
Если остались какие-то вопросы или хотелось бы что-то узнать еще об особенностях студийной съемки, смело задавайте вопросы в комментариях!
Удачных кадров!