Представляю вашему вниманию "Топ-15" из списка песен Black Sabbath, составленного несколько лет назад авторитетным музыкальным журналом "Guitar World".
Предыдущую часть списка можно найти здесь:
15. "Wheels of Confusion" с четвертого альбома "Vol.4".
Этот начальный срез продолжительностью восемь с лишним минут с самого начала ясно показывает, что Black Sabbath переключила передачи с "Paranoid" и "Master of Reality". Песня, состоящая из нескольких частей, начинается так, как будто слушатель был брошен в середину продолжающегося блюзового джема, с Айомми, выжимающего мучительные, волнистые ноты из своего "Gibson SG".
Оттуда он движется по лабиринту темпов и текстур, оборачиваясь расширенным двойным аутро (иногда называемым отдельно как "Выпрямитель"), который обнаруживает Айомми, развязывающим некоторые из его самых огненных свинцовых линий. Это поездка на американских горках с песней, которая демонстрирует более свободных, более предприимчивых Black Sabbath и предвещает экспериментальную музыку, которая последует в оставшейся части альбома.
14. "Tomorrow’s Dream" с четвертого альбома "Vol.4".
Несмотря на то, что он был неудачно выпущен в качестве сингла, "Tomorrow’s Dream" – это впечатляюще прямой и сосредоточенный рок и один из немногих простых треков на "Vol.4". Здесь нет двойных разделов, нет расширенных джемов, нет переходов между песнями. Скорее, песня фиксируется в узкой канве, основанной на ми-минорном риффе Айомми и более или менее придерживается его до самого конца песни.
И хотя хоровая секция меняет все с помощью некоторых мечтательных триадных арпеджио-ходов, которые производят самый большой хук песни, Sabbath использует его только один раз во всей красе.
13. "Wicked World" с альбома "Black Sabbath".
Включенная в американский релиз одноименного альбома группы в 1970 году "Wicked World" является свидетельством разрозненных влияний, которые сформировали звучание Black Sabbath.
Песня начинается как быстрый свинг – ритмичное чувство, которое не часто ассоциируется с металлом, но также очевидны звуки прогрессивных блюзовых рок-инноваций, созданных Cream, Jimi Hendrix Experience, Led Zeppelin, King Crimson и Jethro Tull.
Техника аранжировки, используемая всеми этими группами, заключается в акценте на гитарных и басовых фигурах в унисон, и "Wicked World" создана из устойчивой последовательности мощных риффов, исполняемых синхронно Айоммит и басистом Гизером Батлером. Свидетельством творческого гения Тони является раздел "Интерлюдия", который начинается на тайминге 2:15 с необычными аккордами аркадного исполнения, удвоенными тем же треком, сыгранным задом наперед, и сопровождаемым виртуозным несопровождаемым гитарным соло Айомми.
12. "N.I.B." с альбома "Black Sabbath".
Названный в честь "клевой" бородки Билла Уорда (а не "Рождества в черном", как многие предполагали), "N.I.B." – это редкий случай в списке песен Black Sabbath, где всеобщее внимание сосредоточено на басовой партии Гизера Батлера.
На самом деле, песня начинается с риффа Батлера, который играет на басу через педаль "вау-вау", прежде чем остановиться на основной мелодической теме, которую он также и написал. Хотя мгновенно запоминающийся басовый ритм Гизера Батлера вполне отчетливо и напоминает Cream, в "N.I.B." музыканты Sabbath придумали новый язык для тяжелого, основанного на блюзе рока. Идея песни зародилась еще во времена работы группы в гамбургском "Star Club". Композиционно она движется от простого риффа в начале к хрустящей последовательности аккордов, украшенных блестящим соло Айомми, а затем вновь возвращается к вступлению. Мелодичное, со вкусом соло Айомми – еще одна изюминка этой композиции о том, как сатана заводит роман с женщиной.
11. "Planet Caravan" с альбома "Paranoid".
Гипнотический номер "Planet Caravan" является одной из самых стилистически расходящихся вещей Sabbath, построенных вокруг фигуры акустической гитары с двумя аккордами, мелодичного баса, конгов и вокала, которые были отфильтрованы через динамик Лесли для максимальной звучности. Мерцающая психоделика, которая демонстрирует влияние джаза на Тони Айомми. Как рассказал гитарист, ее включили в "Paranoid", чтобы "показать тяжелые треки еще более тяжелыми".
Непринужденный темп песни и пространственное звучание настолько далеки от традиционного звучания Sabbath, что Айомми высказался: "Это было почти… Хм, мы должны это сделать?"
10. "War Pigs" с альбома "Paranoid".
Первый трек из второго альбома группы 1970 года "War Pigs" напоминает все мрачные и драматические элементы, которые определяют величайшую работу Sabbath.
На этой ранней стадии Тони Айомми еще не перенастраивал свою гитару, но даже при стандартной настройке его гигантский тон поистине демоничен. Песня начинается в ритме, похожем на движение, с наложенными полицейскими сиренами, предвещающими ужас. На 0:54 песня переходит к более быстрому темпу, в то время как гитарные и басовые фигуры в унисон играются в стиле "вызов и ответ" с вокалом Оззи. Айомми записал свои ритмические партии с двойным трекингом, но на 3:45 неожиданно появились целых три соло-гитары, каждая из которых пошла в другом направлении.
Забавно, что участников Black Sabbath часто изображали мизантропически настроенными предвестниками разрушения и отчаяния, хотя, на самом деле, в ранних текстах Гизера Батлера немало морали и гуманизма. Первоначальное название композиции было "Walpurgis", но оно было отвергнуто компанией "Vertigo" как "слишком сатанинское". Песня "War Pigs" родилась после бесед Батлера с ветеранами вьетнамской войны, служившими на американских военных базах в Германии. Басист старался нарисовать фантастический образ ада на земле в стиле Иеронима Босха, высмеивая "подстрекателей войны... настоящих сатанистов... людей, старающихся заставить рабочий класс сражаться за них".
Трек начал складываться, когда Тони Айомми придумал свой классический двухаккордный рифф, а Батлер и Уорд задали расслабленный джазовый ритм, который стал своеобразным контрапунктом неровной динамике композиции. Продюсеры Роджер Бейн и Том Аллом также внесли важный вклад, поддержав взмывающее вверх соло Айомми контрастирующей гитарной линией и убыстрив в конце темп для создания ощущения хаотичности. С последним решением музыканты поначалу были не вполне согласны, но потом смирились, справедливо рассудив, что их все равно никто слушать не станет. Так и родился шедевр хэви-метала. "Неудивительно, что девчонки на наши концерты не ходили", – позднее язвительно шутил Оззи.
9. "The Wizard" с альбома "Black Sabbath".
В зависимости от того, кого из членов группы вы спросите, "The Wizard" – это песня либо о наркоторговце, либо о Гэндальфе из "Властелина колец". В любом случае, это не имеет большого значения, так как настоящая звезда шоу – нехарактерная гармоническая часть, которая закрепляет песню, которая только более поразительна тем фактом, что ее сыграл не кто иной, как сам Оззи, повторив рифф Айомми на гармонике. Этот маленький штрих показывает, что участники Sabbath вовсе не были такими музыкальными неандертальцами, которыми изображала их тогдашняя музыкальная пресса. Добавьте туда барабаны Билла Уорда и открытый и воздушный рифф Батлера и Айомми, который почти исключительно служит акцентом на вокальной и губной гармонике Оззи, и у вас есть один из самых необычных и, осмелюсь сказать, забавных треков в каталоге Sabbath.
8. "Under the Sun/Everyday Comes and Goes" с четвертого альбома "Vol.4".
Оззи заканчивает запись "Vol.4" этим трактатом об уверенности в себе. Независимо от того, поддерживаете ли вы идею Оззи как гуру самопомощи, эта "закрывашка" совершенно убедительна с его пыхтящим риффом и экзотическими гитарными партиями, не говоря уже о его сокрушительном ритме.
Раздел "Everyday Comes and Goes" увеличивает темп и дает Осборну возможность снять тревогу и паранойю, но Sabbath заканчивает песню и, соответственно, альбом уверенно: "Просто живи своей жизнью", – заявляет Оззи, – "И оставь их всех позади".
7. "Supernaut" с четвертого альбома "Vol.4".
Хотя "Supernaut", по-видимому, был написан в первую очередь как средство для концертных барабанных соло Билла Уорда, он претерпел десятилетия своего поистине гигантского гитарного риффа. Песня одновременно тяжелая и забавная, отчасти управляемая шипящим узором хай-хэта, странно похожим на вступление Исаака Хейса "Theme from Shaft". Чокнутое гитарное соло Айомми, вероятно, было результатом огромного количества кокаина, который группа проглотила во время сессий "Vol.4".
"Когда я слушаю песни вроде "Supernaut", я практически ощущаю вкус кокаина", – заметил Оззи об этом мощной композиции с альбома "Vol.4" в своей автобиографии. Яростно фанковая, с врывающимся в уши риффом Айомми, песня "Supernaut" представляет собой суперзаряженное звучание одаренной группы в расцвете сил.
6. "Iron Man" с альбома "Paranoid".
Когда Оззи Осборн впервые услышал риф "Iron Man" Тони Айомми, он якобы прокомментировал, что он звучит как огромный железный человек, бродящий вокруг. Батлеру понравился этот образ, поэтому он основывал свои тексты на этой идее, а также на детском романе Теда Хьюза "Железный человек", опубликованном в 1968 году. "Название было из комикса, Железный человек", – поведал Гизер Батлер, – "Я увлекался английскими комиксами, но не американскими. Именно об этой сущности, которая превращается в металл и в конце концов становится недееспособной, просто лежит там. Он не может говорить в конце этого, но у него есть это знание, которое может спасти Землю от катастрофы".
Скотт Холидей из Rival Sons откровенничает:
"Мне всегда очень нравилась песня "Planet Caravan", но я должен назвать и "Iron Man", насколько бы ни был очевидным мой выбор. Я отдал дань соло из этой песни в одном из наших би-сайдов. Главный рифф композиции, возможно, является одним из самых важных в истории хэви-метала. Впервые я услышал эту песню на кассете, а потом порылся в коллекции пластинок моих родителей и нашел ее. На виниле она звучала куда круче. Намного более зловеще. Я тут же выучился играть всю песню на гитаре. Тогда я впервые узнал о том, что пониженные настройки можно использовать для придания музыке тяжести, а не только для исполнения блюза, слайда и фолка. Эта песня произвела на меня неизгладимое впечатление".
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
5. "Paranoid" с альбома "Paranoid".
Выступая в "Guitar World" в 2004 году, Гизер Батлер назвал самую известную песню Black Sabbath "запоздалой мыслью". И что это за великолепная запоздалая мысль: взрыв продолжительностью в 2 минуты и 53 секунды тяжелого рока, обернутого жестким риффом Айомми, который, по-видимому, предвосхищает все, начиная от панка конца семидесятых и до спид-метала начала восьмидесятых.
Сегодня "Paranoid" является одной из самых узнаваемых и знаменитых песен в рок-н-ролле, исполненной повсеместно: от Букингемского дворца (Осборн и Айомми в 2002 году) до празднования 25-й годовщины Зала славы рок-н-ролла в Мэдисон-Сквер-Гарден , где Оззи присоединился к Metallica на сцене для исполнения.
И хотя, как заявил Батлер, сами участники группы изначально не думали о песне, британский лейбл Sabbath определенно так и думал. "Paranoid" был выпущен не только как сингл, поднявшись до четвертого номера в Великобритании, но и последующий альбом, который первоначально назывался "War Pigs", в последнюю минуту был переименован, чтобы извлечь выгоду из успеха чарта песни. Однако, как ни странно, обложка человека в шлеме, размахивающего мечом и щитом – ожившая "военная свинья", осталась нетронутой.
Элис Купер по поводу этой песни высказался так:
"Эта песня настолько очевидно принадлежит Black Sabbath, она настолько индивидуальна, а гитара Тони настолько грязная и мощная, что композиция стала настоящим символом Sabbath, что довольно забавно, поскольку, по словам самих музыкантов, она была написана, чтобы заполнить пустующее пространство альбома. Должно быть, я услышал ее сразу после того, как она вышла в 1970 году. В те времена, если выходила новая композиция, то ее начинали исполнять повсюду. Если ты играл в группе, ты знал, что делают все остальные. Тогда люди покупали альбомы и слушали их от начала до конца. В те времена музыка была значительно важнее".
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
4. "Hole in the Sky" с альбома "Sabotage".
Black Sabbath может быть лучше всего известен своими тяжелыми риффами, но они также могли и укачать также сильно, как и поколотить. Возможно, лучшим примером этого является "Hole in the Sky", которое поражает, как 20-тонный разрушительный шар.
Принимая во внимание, насколько воинственным было состояние участников Black Sabbath, когда они записывали "Sabotage", нужно отметить, что первый трек альбома представляет собой настоящий мастер-класс по прямолинейному металлу. В этой песне музыканты развернулись во всю мощь, демонстрируя такую легкость, которая редко отличала их современников или последователей.
К этому моменту у Black Sabbath были пять альбомов за семь лет их карьеры, и хотя внешние силы угрожали разлучить их, группа, по крайней мере в музыкальном смысле, была крепче, чем когда-либо. Гитарные треки Айомми шли в такте с басовыми линиями Батлера и покачивающимися ритмами барабанов Билла Уорда. А его многодорожечные ритмические слои звучали как прогрессирующая армия гитар в результате ряда самых больших и мощных тонов, которые он когда-либо записывал на пленку.
Лирика Батлера, непростительно вдохновленная наркотиками, была написана с точки зрения пессимиста, с психоделическими видениями, не сильно отличающимися от таковых в книгах Карлоса Кастанеды "Учение дона Хуана". Хотя лирика кажется загадочной чепухой, Оззи подает ее с командным исполнением, которое убеждает слушателей, что он действительно испытал великолепные видения, которые он описывает.
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
3. "Symptom of the Universe" с альбома "Sabotage".
Первые четыре минуты композиции, не считая 49-секундного инструментального вступления для акустической гитары под названием "Don’t Start (Too Late)", который часто считается частью "Symptom of the Universe", являются истинным началом трэш-метала. Led Zeppelin, возможно, ранее показывали похожий гудящий риф гитары с восьмыми нотами в стиле низкого ми на "Communication Breakdown", но у "Symptom" были все наиболее существенные музыкальные элементы трэша, включая строевый диссонанс, полушаговые интервалы, маниакальный барабан и вокальное исполнение, в котором Осборн звучит как одержимый демон.
После этих первых четырех напряженных минут Sabbath превращается в акустический хиппи-рок джем, который каким-то образом идеально дополняет предыдущий натиск. Контраст между двумя сегментами делает звучание тяжелой секции еще более тяжелым, хитрый аранжировочный трюк, который с тех пор бесчисленные трэш-группы привели к большому эффекту.
Спустя четыре коротких года после того, как эта песня вышла в 1975 году, Diamond Head записали "Am Evil?", который они признали, был вдохновлен "Symptom". Спустя четыре года Metallica записали целый альбом "Kill 'Em All", который в значительной степени заимствован из нескольких элементов "Symptom", включая основной рифф, срыв около двухминутной отметки и переход перед зажигательным соло Айомми.
Бен Уорд из Orange Goblin высказался так:
"Эта песня тяжелая, дикая, агрессивная, мелодичная и прекрасная. В этих шести минутах есть все, что сделало группу Black Sabbath великой. Возможно, это прекраснейший и самый грубый из риффов, придуманных Тони Айомми. Барабанная сбивка Билла Уорда феноменальна, басовая партия Гизера Батлера сыграна гениально и добавляет песне тяжести, а Оззи демонстрирует свое величайшее вокальное мастерство. Что касается текста, то он таинственный, интригующий и восхитительный. Построение песни превосходно".
Видео с ютуб-канала TothuRecords
2. "Sabbath Bloody Sabbath" с альбома "Sabbath Bloody Sabbath".
Тони Айомми однажды сказал "Guitar World", что "Sabbath Bloody Sabbath" создавалась в "жутком старом подземелье" в замке в Уэльсе, и это, безусловно, звучит так же.
Заглавный трек и вступительный отрывок из пятого студийного альбома Sabbath – это одна из самых пугающих композиций группы, мрачная, затхлая дум-металлическая тренировка с текстами, которые, по-видимому, иллюстрируют медленное погружение в безумие, и вот Оззи исходится в воплях Банши (женщина в ирландском фольклоре, которая появляется у дома обреченного на смерть человека и своими стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок).
"Sabbath Bloody Sabbath" – это также экстремальное исследование со стихами, построенными из неуклюжего и грохочущего риффа Айомми, противопоставленного хору гладкой, странно джазовой лапши. Но это всего лишь разминка для центральной части песни, сокрушительное "Куда ты можешь бежать?" средней части, которая построена вокруг, возможно, самого разрушительного риффа в репертуаре Sabbath, если не во всех небесах, аде и самом хэви-металле.
Джо Эллиотт из Def Leppard признался в любви этой песне:
"У меня два фаворита – "Sabbath Bloody Sabbath" и "Supemaut", но я выбираю первую композицию. Великолепный начальный рифф, великолепная аранжировка, и Оззи в своей лучшей форме. Кажется, я впервые услышал ее в рок-шоу Алана Фримана, хотя по-настоящему она мне понравилась лишь после того, как мне стукнуло двадцать пять".
1. "Black Sabbath" с дебютного альбома "Black Sabbath".
С диссонирующим дьявольским пониженным тритоном гитары, преследующим медленным настроением и пугающими текстами о сатане, "Black Sabbath" является эпицентром жанра, который стал известен как хэви-метал. В то время как множество других хэви-металлистов выступили перед ним, Black Sabbath переосмыслили искаженные блюзовые риффы гитары и одержимые любовью тексты своих предшественников и представили новый мрачный, угрожающий и злой звук.
"Однажды мы были в репетиционной комнате, и я придумал этот рифф", – вспоминает Тони Айомми о песне, которая была написана летом 1969 года. "Мы все оценили: "Черт возьми! Это действительно другое! Этот рифф указал нам направление, в котором как мы думали, мы должны двигаться. Мы хотели заниматься своим делом, и это было то, что никто не пробовал раньше".
Итальянский фильм ужасов "Черная суббота" 1963 года с Борисом Карлоффом в главной роли, который показывался в кинотеатре через дорогу от репетиционного помещения группы, вдохновил на название песни. Это был также один из немногих случаев во время первой главы Black Sabbath 1968–1979 годов, когда Оззи Осборн написал текст вместо Батлера. Тем не менее, Осборн был вдохновлен рассказом Батлера о том, что однажды ночью он увидел темную, темную фигуру, стоящую у подножия его кровати, вскоре после того, как книга о черной магии, которую Осборн дал ему таинственно, исчезла.
Когда участники группы приняли словосочетание Black Sabbath в качестве своего названия в августе 1969 года, они полностью посвятили себя созданию музыкального эквивалента фильму ужасов и стали праотцами-основателями одного из самых устойчивых поджанров рока.
Мик Бокс из Uriah Неер вспоминал:
"Впервые я услышал эту песню "живьем" в клубе "Marquee" в марте 1970 года. После первых звуков бури, проливного дождя и церковных колоколов Тонни Айомми обрушивает на вас такой мощный рифф, от которого по спине бегут мурашки. Песня просто невероятно тяжела. В последней трети добавляется фирменный быстрый рифф Айомми, а заканчивается песня темой болеро. 6 минут и 17 секунд подлинного зла и подлинной гениальности".
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: