В 9 из 10 компаний определение целевой аудитории (ЦА) выглядит так: мужчины и женщины от 20 до 50 лет с деньгами. Но с таким подходом резко растут издержки на рекламу, страдает конверсия и нет заметного роста бизнеса. В этой инструкции разберем максимально лаконично, четко и понятно, как определить целевую аудиторию.
Содержание:
Целевая аудитория: кто это и в чем нюансы
Анализ целевой аудитории: виды и методы
Как определить целевую аудиторию: сегментация
Целевая аудитория: кто это и в чем нюансы
Целевая аудитория (ЦА) — это группа людей, которая может удовлетворить потребность с помощью вашего продукта или услуги.
Если более широко, то это та часть пользователей, на которых вы направляете маркетинг, рекламные кампании. Именно под этих людей вы разрабатываете предложения, УТП.
В чем нюансы:
- чтобы разработать сильное и результативное УТП, нужно знать, для кого оно будет сильным;
- без глубокого понимания своих потенциальных клиентов, сложно сфокусировать на нужных людях;
- без фокусировки на конкретных пользователей придется тратить много денег впустую — реклама будет показываться тем, кому продукт не нужен, не интересен и т.д.
Олег — предприниматель и автор курса по запуску малого бизнеса. Без проработки целевой аудитории он запускает рекламу в социальных сетях и поисковых системах. Выбирает всех людей от 20 до 40 лет, тратит $300, получает 2 регистрации на курс стоимостью $130. Привлечение 1 клиента ему обходится в $150, всё работает в убыток. Но он мог бы получать клиентов в 5-10 раз дешевле.
Как этого добиться:
- Провести анализ целевой аудитории и определить, кто чаще всего интересуется запуском малого бизнеса.
- Узнать, на какие сообщества в соцсетях подписаны потенциальные клиенты.
- Определить, с каким контентом они активно взаимодействуют, что лайкают, комментируют, чем делятся.
- Сформировать портреты, аватары клиентов, чтобы учесть разные страхи, возражения, явные и скрытые мотивы.
- Лишь затем сформировать разные офферы, создать креативы, запустить таргетированную рекламу на разные сегменты ЦА,
Давайте разбираться постепенно. Но вначале стоит понять цели и задачи, которые стоят перед бизнесом. Важно понять, для чего вам нужно описание аудитории, где вы будете с ней взаимодействовать.
Анализ целевой аудитории: виды и методы
ЦА обычно делят на основную и косвенную.
Основная — те, кто принимают решение, действуют, делают покупку.
Косвенная — могут влиять на выбор и принятие решения, выделять деньги, но сами не действуют.
Методы: как и где получить информацию о ЦА
Чтобы получить максимально объективные данные, оптимально использовать:
- анкеты;
- интервью;
- опросы.
В реальности провести качественно интервью, собрать анкеты или даже провести опрос не так просто. Поэтому можно сделать мини-исследование.
- Изучите социальные сети. Используйте поиск в соцсетях, профильные сообщества, просмотрите страницы конкурентов.
- Почитайте форумы, комментарии в блогах, профили лидеров мнений и другие площадки, где могут быть представители ЦА,
- Если уже есть сайт с подключенной аналитикой (Google Analytics, Яндекс.Метрика), изучайте показатели.
Что нужно знать про ЦА
Ключевые данные, которые вам нужны:
- Базовые характеристики: пол, возраст, география (женщины, 25-45 лет, Киев).
- Интересы: обширные тематики, сообщества, медиа, которые читают (интересуются модой, стилем, посещают культурные мероприятия, городские фестивали, читают Vogue и Cosmo).
- Платежеспособность: кто может себе позволить ваш продукт/услуг. (доход средний и выше среднего; предприниматели, ТОП-менеджеры).
- Проблемы: что хотят решить, какая у них задача, как это связано с вашим продуктом (хотят выглядеть стильно, в тренде, подчеркнуть свой статус).
Но это лишь первые шаги. Нам нужно больше данных и инсайтов, поэтому — идем дальше.
Как определить целевую аудиторию: сегментирование
Когда вы сформируете некое ядро, общее описание своей аудитории, нужно её сегментировать по одному из критериев:
- Демографическому — возраст, пол, семейное положение.
- Социально-экономическому — образование, карьера, уровень дохода.
- Географическому — место, район, если бизнес привязан локально.
- Психографическому — психотип людей: обыватели, интеллигенты, новаторы, карьеристы, гедонисты, подражатели.
Лучше, чтобы у вас было не менее 3 сегментов.
Пример для туристического агентства:
Сегмент №1: Мужчины 25-40 лет, холостые, любят активный отдых, увлекаются спортом, интересуются туризмом, доход средний и выше среднего.
Сегмент №2: Девушки 25-45 лет, Киев, есть молодой человек или муж, хотят красиво и стильно отдохнуть, ищут популярные курорты, поездку обычно оплачивает мужчина, но выбирает девушка.
Сегмент №3. Мужчины и женщины 25-45 лет, Киев, 2-3 раза в год ездят отдыхать, выбирают туры вместе, ищут что-то спокойное и комфортное, могут поехать на отдых с детьми.
Чаще всего для сегментирования используется методика 5W Марка Шеррингтона:
- Что? (What?) – какой у вас товар, услуга.
- Кто? (Who?) – кто покупает товар, услугу (возраст, пол и т.д.)
- Почему? (Why?) – какая мотивация, для чего покупают.
- Когда? (When?) – когда продукт, услуга необходимы людям.
- Где? (Where?) – где взаимодействуют с продуктом, где принимают решение, где покупают.
Что с этим делать
- Поставьте четкие, понятные цели и задачи — зачем вам сейчас понимание ЦА.
- Соберите всю информацию о своей аудитории через статистику сайта, своих сообществ, опросы и анкеты.
- Проведите фокус-группы и интервью, если это возможно.
- Соберите всю информацию о своей ЦА и разбейте её на сегменты с помощью метода 5W или с привязкой к одному из важных для вашего продукта критериев.
- Дождитесь 2-ю часть нашей инструкции =)
В следующей части инструкции мы расскажем:
- как составить портреты клиентов;
- какие психотипы клиентов стоит использовать;
- что такое «лестница узнавания» по Бену Ханту;
- как могут выглядеть портреты клиентов (примеры).
Если есть еще что-либо про ЦА, о чем мы пока умолчали, но вам очень интересно, напишите в комментариях!
Читать 2 часть
Автор статьи Скромный Маркетолог