Найти тему
Музей Моды

Совсем немодный Силуэт. Как министр, реформировавший моду, чуть не погубил весь стиль рококо и "создал" модный силуэт

Оглавление

Приветствуем Вас на официальном канале Московского Музея Моды!

Силуэт – слово, которое вошло в обиход практически во всех языках мира, регулярно используется в искусстве, моде, литературе, да и просто в разговорной речи, однако, мало кто знает, что образовалось оно от фамилии министра финансов Франции, бережливого Этьена де Силуэта.

Как мы уже рассказывали в предыдущей статье "Пусть едят пирожные", стиль беззаботного рококо, появившийся в искусстве и моде в период правления Людовика XV, стоил французской короне огромных средств, а мода ещё никогда не стоило дороже.

"После нас хоть потоп"

Огромные расходы королевского двора, регулярные войны, не приносившие Франции должного успеха, и постоянное торговое соперничество с Англией все больше загоняли королевскую казну в долги.

Людовик XV – король, разоривший Францию.  Источник фото: Википедия
Людовик XV – король, разоривший Францию. Источник фото: Википедия

Как итог уже во второй половине 1750-х Франция тратила почти в два раза больше, чем зарабатывала, но сначала королевский двор не обращал внимания на грядущую катастрофу.

"После нас – хоть потоп" (Après nous, le déluge )сказала по легенде маркиза Помпадур на известие об очередном поражении французской армии.

"После нас хоть потоп" – так сказала маркиза Помпадур, переделав на свой манер известную римскую поговорку. Портрет Маркизы Помпадур в образе  римской богини Дианы. Фото из открытых источников
"После нас хоть потоп" – так сказала маркиза Помпадур, переделав на свой манер известную римскую поговорку. Портрет Маркизы Помпадур в образе римской богини Дианы. Фото из открытых источников

Но уже вскоре всесильная фаворитка поняла, что продолжаться вечно так не может, страна скоро окажется на грани банкротства и тогда Помпадур предложила королю назначить новым министром финансов Этьена де Силуэта, имевшего за плечами опыт изучения экономических наук в Англии.

Этьен Силуэт и его налог на роскошь

Новый министр тут же взялся за практически невыполнимую задачу.

Понимая, что реформировать абсолютистский режим сразу не получится, а деньги нужны "здесь и сейчас", Этьен де Силуэт предлагает уже знакомое всем средство – "налог на роскошь".

Теперь всё дворянство, формально не облагаемое налогами, в военное время должно платить налоги за длину одежды и потраченную на неё ткань, налоги за аксессуары (табакерки и несессеры) и количество окон в домах (чем больше окон, тем больше платишь).

Широкие полы и длина аби, а также большое количество декоративных элементов лишь подчеркивали статус щеголя эпохи рококо. Источник фото: Pinterest
Широкие полы и длина аби, а также большое количество декоративных элементов лишь подчеркивали статус щеголя эпохи рококо. Источник фото: Pinterest

Для простого дворянства "закон Силуэта" не предвещал ничего плохого, но высокородная аристократия восприняла нововведения министра финансов, естественно, в штыки. Практически мгновенно появились памфлеты против министра и его реформ.

Чтобы не платить больше за внешние атрибуты богатства, аристократы начинают экономить буквально на всём.

Дамы временно отказываются от панье, требовавших бОльшего количества тканей. Мужчины сокращают объёмы и длину аби (полукафтан, популярный вплоть до французской революции), а брюки-кюлоты делают без карманов.

Аксессуары также заказывают с максимально простой отделкой, или вовсе без украшений.

Мужской и женский костюм второй половины 18 века.  Огромные панье ещё в моде! Источник фото: Pinterest
Мужской и женский костюм второй половины 18 века. Огромные панье ещё в моде! Источник фото: Pinterest

Находчивые богатые француженки, правда, быстро вышли из положения. "Раз платья так часто менять нельзя, будем менять прически" – решили они, и в моде рококо стремительно начали набирать популярность красивые и пышные причёски.

Новый модный тренд причёска, а не платье, меняют модный образ француженок.

Одна из первых модниц своего времени – Маркиза д'Агиранд. Франсуа-Юбер Друэ – художник эпохи расцвета рококо. Фото из открытых источников
Одна из первых модниц своего времени – Маркиза д'Агиранд. Франсуа-Юбер Друэ – художник эпохи расцвета рококо. Фото из открытых источников

Первые меры экономии показались министру достаточно успешными и он предложил начать переплавку украшений для военных нужд, а королю и фаворитке временно сократить расходы королевского двора на праздники и заказы предметов роскоши и интерьеров, а также выплату государственных пенсий для дворян и бывших фавориток.

Именно эти предложения и погубили Этьена де Силуэта. Теперь и фаворитка короля выступила против "необдуманных идей" министра. Не проработавшего и года на своем посту министра со скандалом отправили в отставку.

Причем же тут модный силуэт?

Во время описываемых событий активно развивалось графическое искусство, пришедшее из Китая, которое и назовут по имени министра – "силуэт". А родоначальником нового жанра стал знаменитый китайский "Театр теней".

Сам бывший министр стал родоначальником жанра в изобразительном искусстве. Фото из открытых источников
Сам бывший министр стал родоначальником жанра в изобразительном искусстве. Фото из открытых источников

Подобные картины выполнялись только чёрной краской и в виде очертаний на светлом фоне. На картине можно было отобразить очертания изображаемой фигуры и декоративные узоры в стиле рококо.

Такие картинки стоили очень дёшево, в отличии от дорогих масляных портретов, поэтому быстро обрели популярность.

Скромно одетая дама явно хочет отобразить свою прическу в стиле позднего рококо:). Источник фото: Википедия
Скромно одетая дама явно хочет отобразить свою прическу в стиле позднего рококо:). Источник фото: Википедия

По одной из легенд, аристократы не забыли скупости министра и одна из работ была заказана в специальном карикатурном виде.

По другой – все дешёвые вещи, а также дешёвые произведения искусства несколько лет презрительно называли "силуэтами" – дескать, ничего общего с настоящей роскошью, эстетикой и искусством рококо они не имеют.

Картина силуэт, выполненная в стиле рококо. Источник фото: Википедия
Картина силуэт, выполненная в стиле рококо. Источник фото: Википедия

Третья версия гласит, что Этьен де Силуэт сам увлекался графикой и первые его работы, выполненные в этом стиле, были подарены Людовику XV и маркизе Помпадур.

Как бы то ни было, с того времени слово "силуэт" прочно укрепилось сначала во Франции, а затем и во всём мире.

Маркиза Помпадур. 1763 год.  Уже бывшая фаворитка короля одета "по-скромному". Чепчик, напудренная причёска, цветочные принты стали крупнее, а отделки платьев меньше. Художник Франсуа-Юбер Друэ. Фото из открытых источников.
Маркиза Помпадур. 1763 год. Уже бывшая фаворитка короля одета "по-скромному". Чепчик, напудренная причёска, цветочные принты стали крупнее, а отделки платьев меньше. Художник Франсуа-Юбер Друэ. Фото из открытых источников.

Реформы скупого Силуэта не обошли и моду. Дворянских костюм не вернулся к былой роскоши, а начиная с 1760-х в моде начался этап всё большего упрощения стилистических приёмов, который позже получит название "позднего рококо".

Уже с 19 века словосочетание "модный силуэт" стало одним из самых популярных у модных экспертов и исследователей моды.

Модные силуэты конца 19 – начала 20 века. Так модные журналы стараются закрепить новые правила осанки и походки, чтобы модницы не отставали от нововведений моды. Источник фото: Pinterest.ru
Модные силуэты конца 19 – начала 20 века. Так модные журналы стараются закрепить новые правила осанки и походки, чтобы модницы не отставали от нововведений моды. Источник фото: Pinterest.ru

О том, как Французская революция повлияла на моду, читайте в наших следующих публикациях или смотрите видео-лекцию "Мода Французской революции" на нашем ютуб-канале. И не забудьте подписаться на наш канал!

Материал подготовил научный сотрудник Музея Моды Михаил Комарков