Приветствуем Вас на официальном канале Московского Музея Моды!
Силуэт – слово, которое вошло в обиход практически во всех языках мира, регулярно используется в искусстве, моде, литературе, да и просто в разговорной речи, однако, мало кто знает, что образовалось оно от фамилии министра финансов Франции, бережливого Этьена де Силуэта.
Как мы уже рассказывали в предыдущей статье "Пусть едят пирожные", стиль беззаботного рококо, появившийся в искусстве и моде в период правления Людовика XV, стоил французской короне огромных средств, а мода ещё никогда не стоило дороже.
"После нас хоть потоп"
Огромные расходы королевского двора, регулярные войны, не приносившие Франции должного успеха, и постоянное торговое соперничество с Англией все больше загоняли королевскую казну в долги.
Как итог – уже во второй половине 1750-х Франция тратила почти в два раза больше, чем зарабатывала, но сначала королевский двор не обращал внимания на грядущую катастрофу.
"После нас – хоть потоп" (Après nous, le déluge ) – сказала по легенде маркиза Помпадур на известие об очередном поражении французской армии.
Но уже вскоре всесильная фаворитка поняла, что продолжаться вечно так не может, страна скоро окажется на грани банкротства и тогда Помпадур предложила королю назначить новым министром финансов Этьена де Силуэта, имевшего за плечами опыт изучения экономических наук в Англии.
Этьен Силуэт и его налог на роскошь
Новый министр тут же взялся за практически невыполнимую задачу.
Понимая, что реформировать абсолютистский режим сразу не получится, а деньги нужны "здесь и сейчас", Этьен де Силуэт предлагает уже знакомое всем средство – "налог на роскошь".
Теперь всё дворянство, формально не облагаемое налогами, в военное время должно платить налоги за длину одежды и потраченную на неё ткань, налоги за аксессуары (табакерки и несессеры) и количество окон в домах (чем больше окон, тем больше платишь).
Для простого дворянства "закон Силуэта" не предвещал ничего плохого, но высокородная аристократия восприняла нововведения министра финансов, естественно, в штыки. Практически мгновенно появились памфлеты против министра и его реформ.
Чтобы не платить больше за внешние атрибуты богатства, аристократы начинают экономить буквально на всём.
Дамы временно отказываются от панье, требовавших бОльшего количества тканей. Мужчины сокращают объёмы и длину аби (полукафтан, популярный вплоть до французской революции), а брюки-кюлоты делают без карманов.
Аксессуары также заказывают с максимально простой отделкой, или вовсе без украшений.
Находчивые богатые француженки, правда, быстро вышли из положения. "Раз платья так часто менять нельзя, будем менять прически" – решили они, и в моде рококо стремительно начали набирать популярность красивые и пышные причёски.
Новый модный тренд – причёска, а не платье, меняют модный образ француженок.
Первые меры экономии показались министру достаточно успешными и он предложил начать переплавку украшений для военных нужд, а королю и фаворитке временно сократить расходы королевского двора на праздники и заказы предметов роскоши и интерьеров, а также выплату государственных пенсий для дворян и бывших фавориток.
Именно эти предложения и погубили Этьена де Силуэта. Теперь и фаворитка короля выступила против "необдуманных идей" министра. Не проработавшего и года на своем посту министра со скандалом отправили в отставку.
Причем же тут модный силуэт?
Во время описываемых событий активно развивалось графическое искусство, пришедшее из Китая, которое и назовут по имени министра – "силуэт". А родоначальником нового жанра стал знаменитый китайский "Театр теней".
Подобные картины выполнялись только чёрной краской и в виде очертаний на светлом фоне. На картине можно было отобразить очертания изображаемой фигуры и декоративные узоры в стиле рококо.
Такие картинки стоили очень дёшево, в отличии от дорогих масляных портретов, поэтому быстро обрели популярность.
По одной из легенд, аристократы не забыли скупости министра и одна из работ была заказана в специальном карикатурном виде.
По другой – все дешёвые вещи, а также дешёвые произведения искусства несколько лет презрительно называли "силуэтами" – дескать, ничего общего с настоящей роскошью, эстетикой и искусством рококо они не имеют.
Третья версия гласит, что Этьен де Силуэт сам увлекался графикой и первые его работы, выполненные в этом стиле, были подарены Людовику XV и маркизе Помпадур.
Как бы то ни было, с того времени слово "силуэт" прочно укрепилось сначала во Франции, а затем и во всём мире.
Реформы скупого Силуэта не обошли и моду. Дворянских костюм не вернулся к былой роскоши, а начиная с 1760-х в моде начался этап всё большего упрощения стилистических приёмов, который позже получит название "позднего рококо".
Уже с 19 века словосочетание "модный силуэт" стало одним из самых популярных у модных экспертов и исследователей моды.
О том, как Французская революция повлияла на моду, читайте в наших следующих публикациях или смотрите видео-лекцию "Мода Французской революции" на нашем ютуб-канале. И не забудьте подписаться на наш канал!
Материал подготовил научный сотрудник Музея Моды Михаил Комарков