Сегодня речь пойдет об интересной истории одной из вариаций, которые мы все можем видеть (кто на видео, а кто-то, счастливчик, и вживую) в популярном балете "Дон Кихот". Речь идет о вариации Дульсинеи из сцены сна второго акта спектакля, которую танцуют в версии, идущей на сцене Мариинского театра.
Дульсинея, если кто-то не знает, это и есть главная героиня Китри. Точнее, ее "версия", которая снится Дон Кихоту. В сцене сна танцы, в отличии от предыдущей части спектакля, являются классическими (в то время, как до этого - стилизованно испанские, иногда цыганские).
Вот та самая вариация в исполнении обаятельной Ренаты Шакировой.
У этой вариации - достаточно интересная история, в которой немалую роль сыграла сама Матильда Кшесинская. Причастны к ней также великие Пьерина Леньяни и Агриппина Ваганова.
Изначально сам танец к "Дон Кихоту" никакого отношения не имел. Сольные вариации - это вообще вещь достаточно текучая, в особенности, когда речь идет о 19 веке, когда хореография переделывалась только так для конкретной балерины и конкретного спектакля. Так вот, эта вариация была изначально написана Риккардо Дриго для обновленной версии балета "Конек-Горбунок". Обновлял Мариус Петипа в 1895 году, а изначально его ставил в 1864 году Артюр Сен-Леон на музыку Чезаре (Цезаря) Пуньи. Это, кстати, один из немногих относительно успешных балетов Сен-Леона в России, ведь многие постановки балетмейстера потерпели фиаско.
Так вот, писалась эта вариация для Пьерины Леньяни, которая царствовала на петербургской сцене в 1890-х годах. Она же и танцевала партию Царь-Девицы в балете, а вариация входила в состав "Гран Па-де-дё" в последнем акте. Причем, по тем временам считалось, что эта хореография (которая нередко сочинялась самой балериной) является собственностью исполняющей ее танцовщицы. Редко кто-то другой исполнял этот танец, если только с нечастого согласия самой балерины-исполнительницы аутентичного хореографического текста.
Известный факт: Леньяни столкнулась с серьезной конкуренцией со стороны Матильды Кшесинской. Методы борьбы были не всегда честными, задействованы были и связи с императорской семьей, и в итоге обрусевшей полячке удалось выдавить Леньяни, которая стала последней из плеяды заезжих итальянских звезд, которых так полюбили в России. Кшесинская же, в свою очередь, стала первой именно русской примой-звездой отечественного балета, открыв дорогу для следующего за ней поколения русских звезд - Преображенской, Павловой, Карсавиной, Егоровой и т.д.
После того, как Леньяни в 1901 году покинула Россию, Кшесинская, которая, бывало, и в пору господства итальянки исполняла ее репертуар (например, во время болезни Леньяни осенью 1897 года, когда она выбыла из строя на месяц), присвоила многие из ее вариаций себе, исполняя их в тех балетах, в которых их танцевала итальянская прима. Не исключением стала и вариация из "Конька-Горбунка" Петипа-Дриго.
При этом, когда братья Николай и Сергей Легаты поставили в 1903 году балет "Фея кукол", Кшесинская, танцевавшая там в заглавной партии, перенесла туда эту вариацию (обычная практика для тех лет). Балетная публика, вообще-то, помнила, откуда этот танец и кто его исполнял, и исполнение его Кшесинской немало шокировал балетоманов.
Далее, в советское время, танец подхватила звездная прима Мариинки Наталья Дудинская. Она часто восстанавливала старые вариации времен имперского балета и вставляла их в свои выступления вместо традиционных. И вот она-то и сделала эту вариацию частью сцены сна в "Дон Кихоте", танцуя партию Китри (Дульсинеи).
В дальнейшем она, будучи педагогом, передала этот танец своим ученицам, таким, как Эльвира Тарасова (а затем та, в свою очередь, Виктории Терешкиной), Габриэла Комлева, Маргарита Кулик. Эту вариация, кстати, также используется и в знаменитом "Гран па" из балет "Пахита", которую взяли за традицию танцевать на выпускном концерте академии им. Вагановой (этот 3 акт в их исполнении - та еще сборная солянка).
Та же самая вариация, только в балете "Пахита", в исполнении Ксении Жиганшиной. Ее она танцевала, например, на выпускном АРБ в Кремле в 2019 году.
При чем же здесь сама Ваганова? Предполагается, что это именно она передала ее Дудинской, своей ученице. Известно, что балерины звездного поколения имперского балета - Павлова, Карсавина, Преображенская, сама Кшесинская, и т.д. - уехали за границу из революционной России. Одна из немногих из той плеяды, Ваганова осталась, и стала педагогом, основала свой знаменитый метод и т.д. Скорее всего, она могла помнить ее в исполнении Кшесинской (а может быть, разучивала и исполняла сама). Вообще, многие старые вариации долго хранились в стенах вагановского училища, разучивались его ученицами, и часто исполнялись внутри училища на различных концертах.
Конечно, то что мы видим сегодня, вряд ли является хореографией именно Петипа. Однако можно с большой долей уверенности сказать о том, что заключительная диагональ вариации принадлежит ему. Любовь маэстро к диагоналям известна, это почерк его стиля. При этом, как раз Пьерина Леньяни и известна своими виртуозными пируэтами, которые мы видим в конце вариации, что дает основание полагать, что для нее эта диагональ и сочинялась. И скорее всего, она делала эти пируэты в гораздо более стремительном темпе.
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.