В одной из статей, посвященных новогодней поездке в Суздаль, я восхищался тамошней улицей Ленина (бывшей Владимирской/Ивановской) и даже использовал слово "лепота"! Так вот, улица Карла Маркса в Арзамасе - та самая, условно-пешеходная - это ярчайший пример того, как Суздаль мог бы выглядеть, если бы в его туристическую индустрию не вкладывались значительные деньги. Как всегда, в этом можно найти свои плюсы и свои минусы. Попробую рассказать, что же интересного можно найти на прогулочной артерии старого Арзамаса.
До революции улица Карла Маркса называлась Проломной и Пушкарской - следы "крепостного" происхождения Арзамаса, основанного царем Грозным, как оборонительный форпост во время покорения Казани. Сейчас она связывает Соборную площадь и улицу Калинина, упираясь в дивной красоты и вековой давности водонапорную башню и городской парк имени Гайдара.
Особо монументальных достопримечательностей на самой улице нет - это классический пример, когда примечательна сама цельность застройки, создающая один уютный ансамбль. Высоких зданий тут практически нет - современные дома вырастают уже ближе к перекрестку с улицей Калинина, а до этого даже вкрапления советской архитектуры не превышают трех этажей. Соответственно, гулять вдоль низеньких домов очень приятно.
Интересную застройку можно условно разделить на три части - в основном, это стандартные деревянные дома-избушки, с наличниками и иногда даже ставенками, которые то и дело разбавлены несколькими дворянскими и купеческими особняками посолиднее и парой "казенных" зданий. Большинству из них чуть больше ста лет - застройка окончательно сложилась во второй половине XIX века, да на рубеже XIX и XX.
Отдельный колорит - это классический небольших городов и старых домов статус "кошачьего рая": усатые-полосатые выглядывают из окон, чинно восседают у дворов, прогуливаются по улицам и вообще, чувствуют себя хозяевами положения.
И ЖИЛИ ВЫ НА НЕЙ?
Да, жили на ней, в отеле "Реавиль", которому я пел хвалебные оды в прошлой статье. Его здание со стилизацией под французское "шато" несколько выбивается из общего стиля, но не то, чтобы очень сильно. По обе стороны от него расположены две ветшающие усадьбы, каждая со своей интересной деталью - у левой, например, шикарный, украшенный цветами балкончик. Усадьбы здесь вообще очень симпатичные, несмотря на легкую запущенность (а, может, и благодаря ей).
Интересный "сестринский" ансамбль образуют белые (и тоже потрепанные) здания кинотеатра "Искра" и закрытой продуктовой лавки. На месте "Искры", кстати, был первый городской кинотеатр - Гете, никакого отношения к сумрачному тевтонскому гению не имеющий, а названный так по инициалам первого хозяина синематографа.
Тот же приютилась парочка музеев - в основном, литературных, связанных с Горьким (который провел здесь лето в 1902 году, находясь в эдакой ссылке-отпуске) и Гайдару (который провел тут детство). Дом юного красного командира здесь тоже есть, правда, с забавной особенностью - он стоял на другой стороне улицы и был перенесен на новое место в связи со строительством нового здания напротив.
А ЧТО ТАМ ПРО "КАЗЕННЫЕ" СТРОЕНИЯ?
Своеобразный "ученический" флёр улице придают стоящие на перекрестках здания первой городской школы и местного филиала нижегородского университета имени Лобачевского. Уже ближе к пересечению с Калинина располагается симпатичный краснокирпичный комплекс корпусов ремесленного училища начала XX века.
Визуальными ориентирами и доминантами на разных концах Карла Маркса служат два интересных здания, выделяющихся на фоне малоэтажной застройки. Со стороны Соборной площади это колокольня монастырской Никольской церкви, о которой стоит рассказывать отдельно, вместе с другими достопримечательностями этой части города. А вот с другого конца высится шикарная водонапорная башня начала века.
Башня красивая сама по себе, к тому же еще и гордо возвышает над окружающими улицами гербы Арзамаса и Нижнего Новгорода. Рядом с ней стоит избушка смотрителя. Беда в том, что относится она к режимной территории (несмотря на то, что никакой стратегической ценности не представляет и давно отключена от водопровода), поэтому любоваться ей можно только с почтительного расстояния - подойти поближе, прикоснуться, подняться нельзя, и забор с колючей проволокой не устанет об этом напоминать.
За башней - городской парк имени Гайдара, частично реконструированный в 2019 году, поэтому часть дорожек уже щеголяет классической московской плиткой, стриженными газонами и современными фонарями. Парк - симпатичный, многие города покрупнее могут ему позавидовать. Чем-то напомнил ногинский ЦПКиО.
А ПОЧЕМУ НА ФОТО ВИДНЫ МАШИНЫ?
Откровенно говоря, пешеходный статус улицы получился чуток сомнительным - т.е. с одной стороны люди спокойно гуляют по центральной части. С другой - вдоль тротуаров припаркованы машины, которые то и дело неторопливо снуют из конца в конец. Ощущение, что правила пользования регулируются не ПДД, а каким-то негласным соглашением водителей и пешеходов - иначе это описать нельзя. Ну, или пользуясь официальным термином, Карла Маркса - это просто улица с "ограниченным движением автотранспорта".
Помимо своего транспортного статуса, к минусам улицы можно отнести её отвратительную освещенность в ночное время. Как сказала девушка, водившая нас по городу, "В Арзамасе фонари зажигаются поздно, гаснут рано, и их мало". Точнее не опишешь. В прошлой статей я уже рассказывал про чудесную люмпен-маргиналную личность, отливающую прямо посреди улицы - подозреваю, что это стало возможно, отчасти, как раз из-за плохого освещения.
Третья проблема - на улице нет мест, которые могли бы служить точками притяжения для горожан (алкашный скверик на площади Пушкина таковой считать отказываюсь). В том же Суздале, да и во многих других старинных городах, на такой улице открывают музеи, сувенирные лавки и кафе, в том числе с летними террасами. Здесь такого нет. В начале улицы стоят летние веранды "Реавиля" и совковой "Арзамасской слободы" (не люблю бросаться такими словами, но это самое емкое и объясняющее определение типа заведения), в конце - закрытая на карантин чайная, а посередине - печальная шаурмачная.
Нижегородский институт развития городской среды недавно подготовил проект развития Карла Маркса, как главной прогулочной зоны, с амфитеатрами, общественными пространствами и кафе, но тут сразу два "НО": предложенный довольно сильно выбивается по стилистике из окружающего пространства во-первых, а во-вторых - такие идеи очень часто воплощают через задницу. Поэтому, несмотря на то, что улица заслуживает превращения в "конфетку" (по аналогии с музейным кварталом Городца, например, но до него я еще доберусь), попытка нахрапом устроить из нее арзамасский "Арбат" может очень быстро угробить все плюсы тихой, патриархальной улицы старого города.
ВЫВОДЫ?
Очередной яркий пример потенциала, красоты и запущенности Арзамаса. С одной стороны, малоэтажная улочка, утопающая в зелени деревьев вдоль дороги и садов за покосившимся деревянными и осыпающимися каменными заборами - это отдельное удовольствие. Сидеть на летней веранде отеля в окружение эдакого благолепия - отдельный сорт удовольствия. С другой - если на улицу не обратить внимания, то рано или поздно потихоньку наступающая разруха перейдет из категории "очаровательная" в категорию "ужасная", дома обветшают и дадут повод для аргументов о сносе и "реконструкции", а все мы знаем, что происходит потом.
Но - если приезжать в Арзамас дольше, чем на один день, то для меня рекомендация очевидна - заселиться в отель на Карла Маркса и пару раз пройтись по улице из конца в конец, разглядывая дома, дворы, котов на подоконниках, наличники, исторические таблички и прочую прелесть. Она того заслуживает! А пока - до встречи на следующей неделе в "Путешествиях Ленивца"!
Все статьи в "Путешествиях Ленивца" можно удобно найти здесь.