Если история бессрочных облигаций в мире насчитывает свыше трех веков, то в России этому инструменту чуть более десяти лет. До 2020 года им пользовался банковский сектор, но состоявшееся в конце июня размещение вечных бондов РЖД открыло дорогу к ним и компаниям реального сектора — промышленным, добывающим и инфраструктурным.
Из нашего нового обзора можно узнать, какие из них в перспективе могут воспользоваться подобным инструментом? В чем его плюсы для эмитента и держателей? И почему первое размещение небанковских вечных облигаций оказалось столь интересным для российского рынка?
Вечные (бессрочные) облигации — долговые ценные бумаги, не имеющие конечной даты возврата основной суммы долга. То есть это платное бессрочное заимствование, не приводящее компанию-эмитента к размытию акционерных долей и не допускающее сторонних лиц к управлению. У эмитента есть право предусмотреть дату выкупа бумаг или сделать это при наступлении определенных условий. Также можно не выплачивать купон, но в некоторых случаях на время приостановки выплат будут начисляться проценты, которые могут быть выплачены держателям позднее.
- Привлечение средств через вечные облигации поможет РЖД профинансировать реализацию проектов в рамках инвестпрограммы без заметного увеличения долговой нагрузки. По стандартам МСФО, на долге компании в этом случае отображается лишь часть средств (меньшая, чем в случае с обычными бондами).
- Дополнительный интерес инвесторов к первому выпуску бессрочных облигаций обеспечило решение государства гарантировать выплаты купонов инвесторам, если сама компания не сможет это сделать. В результате вечные бонды РЖД почти сравнялись по надежности с ОФЗ, но превзошли последние по доходности. Кроме того, бессрочные облигации удовлетворили интерес НПФов к «удлинению» бумаг в своих портфелях.
- По нашей оценке, в ближайшие три года на рынок могли бы выйти еще два-три крупных эмитента из инфраструктурного сектора, чьи кредитные рейтинги находятся на уровне суверенного. Сами заимствования облегчат привлечение средств без значительного увеличения долга и могут составить порядка 500 млрд руб.
- Вечные облигации могут быть интересны и компаниям промышленного сектора и добычи для привлечения средств на инвестиционные программы и планы. Потенциальный объем размещений таких эмитентов в перспективе двух-трех лет составляет 300–400 млрд руб. Но пока подобные инициативы озвучили единичные игроки.
- В некоторых случаях инструмент может быть интегрирован с эмиссией зеленых облигаций и облигаций социального воздействия, что способно заинтересовать и зарубежных покупателей. Когда инструмент будет уже «обкатан», круг потенциальных эмитентов может вырасти еще в два-три раза. Но на этом этапе может возникнуть превышение предложения над спросом, поэтому в более выгодном положении окажутся те, кто раньше опробовал вечные бонды.
- В целом в мире, по данным Cbonds, обращается свыше 2 тыс. выпусков бессрочных облигаций на $863 млрд. На долю нефинансового сектора приходится 26% по количеству и 29% по объему обращающихся выпусков. Инфраструктурные компании и компании смежных секторов занимают 17% мирового рынка вечных бондов. По данным Cbonds, в обращении находится 332 таких выпуска на $141 млрд, размещенных эмитентами из 29 стран. Лидеры сегмента — Франция, Китай, Гонконг, Нидерланды и Германия.
- Облигации являются вечными условно, поскольку компания имеет право погасить номинал через несколько лет (формально дата погашения может указываться в эмиссионных документах), однако не обязана это делать. За рубежом для инфраструктурных компаний фактический срок досрочного погашения в среднем составлял пять лет, но, например, в транспортной отрасли мог доходить и до 34‑х.
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.