Какие ассоциации приходят на ум при вопросе о японском автоспорте? Обыватель, даже поверхностно знакомый с темой, уверен, сразу вспомнит раллийные легенды — Subaru WRX STi и Mitsubishi Evolution. Любители репортажей с ралли-рейдов и знатоки спортивной истории Mitsubishi заговорят о Pajero разной степени подготовки и гонщике Хироши Масуоке. А поклонники дрифта обязательно назовут свой образ для поклонения — Дайго Сайто. Безусловно, должны в этом гипотетическом разговоре всплыть и различные наши «б/у иконы» — GT-R, Civic, Supra, а также разнообразные заряженные версии гражданских моделей. Но тут с привязкой уже к нашему нелегалу и редким официальным гоночным сериям. Между тем, в Японии все эти автомобили долго были пристроены в дело, имя которому JTCC. Самый доступный гоночный чемпионат. О нем наш рассказ.
Догнать Европу и Америку
Автоспорт в Японии не имеет столь богатой истории, как в Германии, Италии или США. Как известно, страна, ставшая на время колониальной державой, вплоть до середины 40-х годов активно развивала флот, а на собственной территории широко использовала ж/д транспорт. Автомобиль на островах не играл той роли, как в континентальных государствах. Какой уж тут автоспорт! В конце 40-х и в 50-х годах страна занималась восстановлением экономики. И когда за океаном уже стартовал NASCAR, а в Европе появились гонки Формулы 1 (напомним, в 1949–50 гг.), в Японии фактически с нуля строили свой автопром. В этом смысле показательно, что первая гоночная трасса — Suzuka — открылась уже в 1961 году.
К середине 70-х в Японии было построено не менее девяти трасс. А чуть раньше — в конце 60-х — начали проводить первые «кузовные» гонки, где выступали заряженные модификации серийных автомобилей.
В 70-х на той же трассе у подножия Фудзи стартовала серия Fuji Grand Champion и гонки на выживание Fuji Long Distance Series. Соревнования уже были международными, но пелотон преимущественно состоял из японских команд и пилотов.
Впрочем, не об этом речь. С появлением «взрослых» соревнований, где балом правили дорогие прототипы с композитными кузовами, все эти GT-R и RX-2 работали лишь на разогреве у серьезной техники. Отметим еще, что в 70-х все на той же Фудзи существовала любительская серия Freshman, в которой, между прочим, начинал король дрифта Кэйичи Цучиа и где гоняли все те же подготовленные, но по-прежнему конвейерные автомобили. Спрашивается, получали ли автопроизводители с этих соревнований какие-то рекламные дивиденды, при том, что не вкладывали в них средств? Сомнительно. Между тем (особенно в 80-х) у каждого в линейке имелось несколько GT-моделей, которые нужно было раскручивать.
Официально серия стартовала в середине 80-х, называясь тогда еще JTC — Japanese Touring Championship. И только в 1994-м получила знакомое всем название JTCC. Но вот что интересно — в североамериканских либо австралийских и новозеландских источниках японские «кузова»-«туринги», даже построенные в 70-х, прочно ассоциируются именно с JTCC. Хотя, повторимся, чемпионат открылся только в 1985 году. Таково уж его восприятие — как самой японской изо всех японских автоспортивных дисциплин. Ну, конечно, если не брать во внимание дрифт.
Japanese Touring Championship (JTC) стартовал в 1985 году, а современное название JTCC получил в 1994-м.
По международным правилам
Итак, если бы JTC не было, его все равно должны были придумать. За техническую основу для автомобилей, участвующих в чемпионате, приняли правила группы A, разработанные FIA всего лишь в 1982 году. Они распространялись и на раллийные машины, поэтому, скажем, оговаривали минимальную массу полноприводных автомобилей, которые поначалу в кольце не участвовали. По двигателю предполагалось три дивизиона объемом до 1,6, до 2,5 и свыше 2,5 л. По кузову не допускалась никакая имитация — силовая структура и панели должны были быть серийными. Более того, даже аэродинамические элементы, а также некоторые конструктивные особенности, например, усиленные тормоза, подвеска, форсированный мотор с более производительной турбиной относительно стандартных турбоверсий должны были иметь «серийное происхождение». То есть существовать на автомобилях, выпускающихся тиражом не менее 500 экземпляров, в так называемых омологационных модификациях. Благодаря этому (ну и, конечно, благоприятной экономической ситуации в стране; одно тут неотделимо от другого) у японских производителей появились интересные во всех отношениях модели.
Многие интересные модели в Японии появились благодаря регламенту JTC, который обязывал применять технические решения на серийных модификациях тиражом не менее 500 экземпляров.
JTC — как чемпионат доступный и популярный — привлек четырех крупных производителей. Причем как минимум Toyota и Nissan в 80-х имели раллийную программу, а последняя компания принимала участие еще и в старшем Super Silhouette Car Championship.
Может показаться, что JTC был исключительно местечковым соревнованием и с точки зрения пилотов, и по технике. Это не совсем так. Зарубежные гонщики — европейские и австралийские — часто посещали заключительную гонку сезона, 500-километровую Inter TEC, проводившуюся на том же Fuji Speedway. Что же до болидов, то далеко не все японские спортсмены были приверженцами местного автопрома. Так, в дебютном 1985 году победителем стал пилот на купе BMW 635. В среднем «двухлитровом» классе со Starion многие годы конкурировал BMW M3. Еще лучше в этом классе и общем зачете отметился Ford Sierra. Безусловно, непростой.
Говорят, у Sierra Cosworth были проблемы с надежностью. Пожалуй, именно ими можно объяснить то, что с 1989-го он отошел в тень Nissan.
А в 1990-м в JTC пришел Skyline в кузове R32. Дебют и последующие три года его выступлений не оставили конкурентам шансов в общем зачете.
Ближе к народу
Как говорилось выше, в 1994 году JTC переименовали в знакомый нам JTCC. Важнее же то, что глобально были пересмотрены технические требования к автомобилям. И преимущество Skyline в Японии (не только там — на нем отлично выступали в Австралии, в Британии) стало всего лишь одной из позиций в списке, говорившем о том, что использование группы A в национальных кузовных чемпионатах зашло в тупик. Проблема, по мнению FIA, заключалась в значительном росте бюджетов, в техническом доминировании одних команд (обычно заводских) над другими. Тогда как изначально «туринги» задумывались как недорогие болиды, приближенные к серийной продукции и дающие пилотам возможность соревноваться на равных.
Словом, 1993 год в существовании группы A в кольце стал последним. Вместе нее FIA утвердила куда более либеральный Super Touring, или группу 2. Болиды здесь также должны были иметь исключительно серийные аэродинамические элементы, однако омологационный минимум был увеличен сначала до 2500 экземпляров, потом даже до 25 000. Если ранее именно в Японии готовили двух- и трехдверки, то теперь гоняться могли только четырехдверные седаны или пятидверные хэтчбеки и универсалы. Ограничили и моторы — двумя литрами рабочего объема и отсутствием турбонаддува. Позже специально под себя японцы выбили послабления — колею и кузов пошире стандартных, заводских. Конечно же, принципиально это не изменило нового технического расклада. Из JTCC исчезли 500-сильные монстры вроде Sierra и GT-R. А у производителей отпала необходимость в создании лимитированных и оттого недешевых версий серийных моделей. Тем не менее состав участников, если говорить о японских компаниях и автомобилях, сохранился.
Не особой, кстати, форсировкой отличались и двигатели болидов второго дивизиона — с рабочим объемом до 2000 «кубиков». Развивали чуть более 300 сил. И, несмотря на оговоренную в правилах возможность использования шестицилиндровых моторов, команды, готовившие японские автомобили, этим не пользовались.
Помимо упомянутой BMW из зарубежных автомобилей японские команды использовали Ford Mondeo и Opel Vectra, то есть те модели, которые активно гонялись в английском «туринге». В свою очередь, британские спортсмены тоже любили все эти Accord и Primera. Как некую экзотику, характерную только для Страны восходящего солнца, можно вспомнить Subaru Impreza и Toyota Chaser.
Видимо, организаторы на тот момент были готовы на все. Шутка ли, Nissan покинул чемпионат по финансовым причинам. Honda еще раз пытала счастье в Формуле 1. Mazda, BMW, Ford, Opel, та же Subaru — все эти автомобили принадлежали частным командам. И лишь Toyota поддерживала тюнинговое ателье TOM`S, строившее Chaser с 3S-GE. Другим и, похоже, основным моментом, приговорившим JTCC, стало появление в 1993 году еще одной серии — JGTC (Japan Grand Touring Car Championship), позже переименованной в Super GT. Имея два класса — GT300 и GT500 — этот чемпионат, во-первых, перетянул на себя незаурядные японские машины вроде GT-R, Silvia и Fairlady, Lexus, RX-7 и RX-8, NSX. Во-вторых, в нем участвуют культовые GT-автомобили — Aston Martin, Lamborghini, Ferrari, McLaren, Porsche. «Картинка» благодаря этому со временем стала получаться эффектнее, чем в JTCC. Так стоило ли производителям распылять свои возможности на то, что популярно уже не очень.
Не всегда логически оправданные изменения в регламенте и появление альтернативной серии привели к закрытию JTCC после сезона 1998 года.
Жаль. Страсти в «туринге» кипели нешуточные (см. видео ниже), а либеральные правила (во всяком случае, группы A до 1994 года) допускали плюрализм технических решений.