Найти тему

Что происходит с китайскими авиакомпаниями?

В последние годы китайская авиационная промышленность росла впечатляющими темпами. В связи с отменой минимального тарифа и высоким экономическим ростом количество пассажиров возросло. Эти факторы создали возможность выхода на рынок новых игроков. Ввиду того, что из-за пандемии в Европе и Северной Америке воздушные перевозки оказались в глубокой депрессии, объем авиаперевозок внутри Китая в настоящее время оказался самым высоким в мире. На протяжении многих лет в авиационной отрасли Китая доминировали три национальных перевозчика. Тем не менее, low-cost перевозчики росли быстрыми темпами с начала 2000-х годов.

Обзор

В 2019 году в Китай прилетело почти 660 миллионов пассажиров, что вдвое больше, чем в 2012 году. Этот впечатляющий рост обусловлен ​​международными перевозками, которые с 2015 года выросли более чем вдвое, увеличившись на 14% только в 2018 году. Тем не менее, большая часть трафика остается внутри страны. Некоторые игроки решили извлечь выгоду из быстро развивающегося рынка и создали новые авиакомпании. В результате, несмотря на двузначный цифры роста рынка, в Китае усилилась конкуренция. Количество предлагаемых мест выросло даже быстрее, чем спрос, что привело к снижению прибыльности. Крупнейшие три перевозчика, Air China, China Eastern и China Southern, отстали от недавно созданных гибких low-cost carriers. Иностранные авиакомпании, выполняющие рейсы в Китай, также не получили выгоды от такой динамики рынка. Они не только потеряли долю рынка среди своих китайских конкурентов, но и столкнулись с уменьшением прибыльности. Очевидно, что постпандемический рынок остается низким, однако динамика авиакомпаний и конкурентная среда существуют.

Большая тройка

Три государственных перевозчика сильно доминировали в отрасли, как внутри страны, так и за рубежом. Все три имели схожие финансовые показатели и предлагают примерно одинаковое количество мест на международных маршрутах. В 2010 году их совокупная вместимость на внутреннем рынке составила почти 60%, в то время как в международном масштабе - более 80%. На долю одного только China Southern приходилось четверть всего рынка, и в прошлом году он был крупнейшим в мире оператором по количеству мест.

Но многое изменилось за последнее десятилетие. Большая тройка проиграла почти на 20% как домашний, так и международный рынок своим меньшим соперникам. Кроме того, их рентабельность оставалась ограниченной, несмотря на быстро растущий рынок, который в среднем составлял примерно 5-7% в последние годы. Новый конкурентный ландшафт начинает давить на их бизнес-модели.

Лоукостеры на подъеме

В 2015 году только двенадцать китайских авиакомпаний предлагали международные рейсы. Сейчас их 29. Количество перевозчиков, выполняющих дальние международные рейсы, выросло на 300% всего за пять лет и в настоящее время составляет двенадцать. Этот взрыв был вызван главным образом новыми авиакомпаниями, открывшими хабы в небольших китайских городах, а также появлением такого формата перевозок в Китае.

Десять лет назад бюджетные авиакомпании занимали примерно 1% от общей доли рынка, а теперь они составляют 15%. За последние четыре года четырнадцать новых авиакомпаний вышли на международный рынок, многие из которых работают с низкими тарифами. Примечательно, что бюджетная авиакомпания Spring Airlines стала четвертой по величине авиакомпанией в мире по пропускной способности в Китае.

Spring Airlines предлагает несколько рейсов рейсов внутри Китая всего за 4 доллара. Сейчас это один из крупнейших перевозчиков в Китае. Фото: Getty Images
Spring Airlines предлагает несколько рейсов рейсов внутри Китая всего за 4 доллара. Сейчас это один из крупнейших перевозчиков в Китае. Фото: Getty Images

В настоящее время она предлагает 6 миллионов международных мест ежегодно, что почти на 700% больше, чем в 2012 году. Компания имеет около 100 самолетов, а также один из самых высоких показателей чистой прибыли среди лоукостеров в Азии, почти 16%.

В целом, следующие несколько лет будут иметь решающее значение для рынка, и после пандемии кое-кто из перевозчиков будут стремиться стать настолько сильными, насколько смогут. И как только отрасль восстановится, это станет интересным временем для китайского авиационного рынка.

Источник: Simple Flying

Перевод: Авиация. Бизнес-обозрение