Найти в Дзене

МОЙ ОПЫТ ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ. Часть 2

Всем ИнвестПривет! Продолжаю делиться своей логикой выбора объектов коммерческой недвижимости. Говорим про торговые помещения возле дома и в стрит-ритейле. Начало здесь.

Хочу поделиться своим мнением в отношении подвальных и цокольных помещений.

-2

Для себя я поставил крест на этих объектах, так как считаю, что будущего у подобных локаций нет. С каждым годом уровень требований к удобству организации торгового пространства для покупателей растет. Уже сейчас вы не увидите ни одной федеральной сети, которая готова рассматривать подвалы в качестве целевых локаций под открытие своих магазинов.

При этом наиболее ликвидными я считаю подвальные помещения на центральных улицах в самом центре города (мысль получилась как у капитана "Очевидность" :) ). Но ставка аренды будет падать.

Если вы все же рассматриваете подвал или цоколь в покупке, уделите внимание вопросу поиска потенциального арендатора (как минимум поймите его торговый профиль) до принятия решения. Информационные порталы завалены объявлениями о продаже подвалов по очень привлекательной цене, и многие смотрят именно на цену 1м2... Смотреть надо на доходность, а не на цену!

Федеральные сети уже учитывают количество ступенек вверх для первых этажей, у части из них появились жесткие требования по их максимальному количеству, другие при расчете потенциала (прогноза) выручки по локации ставят коэффициент 0,8-0,9, если ко входу в магазин нужно пройти более 5-7 ступенек.

Перед вами может встать выбор - сдавать помещение целиком одному арендатору или "в нарезку" нескольким. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы:

Сдача целиком:

  • подразумевает минимальное участие со стороны арендодателя. При грамотно составленном договоре аренды можно почти все функции управления объектом переложить на арендатора, превратив арендный доход в "пассивный".
  • обратной стороной медали является как правильно более низкая ставка аренды и доходность.

Сдача "в нарезку" позволяет:

  • выжать максимум дохода из объекта,
  • диверсифицирует риски арендодателя при съезде одного из арендаторов,
  • требует большего администрирования процесса.
Очень важно правильно определить расположение торговых мест внутри помещения. Нужно соблюсти баланс между удобством передвижения покупателей (шириной проходов) и сдаваемой арендной площадью (GLA) и ее долей по отношению к общей площади (GBA). Рекомендую использовать ценообразование за торговое место, а не за 1м2. Торговые места нужно проранжировать по степени ликвидности, местам на входе и с хорошей визуальной доступности определить более высокую арендную плату, чем у тех, что окажутся в углах (без них тоже никак).
Такую несложную схему можно сделать надо в экселе
Такую несложную схему можно сделать надо в экселе

В следующих статьях поговорим о офисных, складских и производственных помещениях.

Всем здоровья и правильных инвестиций!

Снимаю шляпу, Матвеев Андрей.