Попробуем применить научный подход, для того чтобы выявить область применения наших усилий в ближайшем будущем в роли предпринимателя.
Мы дадим некоторые определения, обозначим границы применения, затем, путём логических рассуждений, определим закономерности и сделаем выводы.
Сначала дадим определение понятию «предприниматель», выясним, кого мы можем так называть, и в чем заключается суть его деятельности.
Для этого вспомним, как определял главную цель капиталиста незабвенный Карл Маркс. К слову, термин «капиталист» сейчас редко употребляется. Сегодня предпочитают использовать термины: «бизнесмен», «инвестор», «предприниматель», но по сути, это, всего лишь, современные названия для термина «капиталист».
Самое лучшее определение термину «предприниматель» дал французский экономист Жан-Батист Сэй (1767 - 1832): "Предприниматель-экономический агент, который «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход)".
И так, по Карлу Марксу, главная цель капиталиста - получать максимальную прибыль на вложенный капитал.
За 150 лет с момента выхода книги Карла Маркса “Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie” (Капитал. Критика политической экономии) ничего не изменилось. В уставах коммерческих компаний сегодня так и написано: «Целью создания предприятия является извлечение прибыли».
Чтобы получить прибыль, нужно продать нечто по цене, превышающей затраты на приобретение или создание этого «нечто».
Есть только три способа что-то продать:
- Монополия
- Коррупция
- Любовь (добровольный выбор покупателя)
Есть семь типов бизнес-моделей, использующихся для того, чтобы добыть деньги:
- B2C
- B2B
- Игра на изменении стоимости акций предприятия (венчур, как частный случай)
- Дать деньги под процент
- Коррупция
- Мошенничество
- Рейдерство
Есть три вида предпринимателей, которые можно выделить по тому, откуда они получают финансовые потоки:
- Бюджетники (пилим бюджеты)
- Рыночники (борьба за любовь)
- Венчурные предприниматели (зарабатываем на росте капитализации)
Все рассуждения, которые я буду приводить ниже, касаются только «рыночников» и «венчурных предпринимателей». Тех, кто работает по схемам коррупции, мошенничества, рейдерства или является монопольным игроком, данные рассуждения не касаются, так как мало влияют на успех их коммерческих операций.
- Цифровизация процессов делает управление процессами более эффективным, так как позволяет быстрее принимать решения (в том числе и без участия человека) в рамках заданных алгоритмов. Она минимизирует вероятность ошибки (устраняет «человеческий фактор"). В свою очередь, минимизация количества ошибок и меньшие затраты времени на производство продукта, продажи и обслуживание клиента сокращают издержки. Не говоря уже о снижении себестоимости за счёт исключения части заработной платы.
- В условиях конкуренции выигрывает тот, кто быстрее работает и более эффективен экономически.
- Это приводит к тому, что выигрывают те, кто использует цифровые инструменты.
- Вывод: цифровизация неизбежна, её приход в нашу жизнь стимулируется конкурентной борьбой.
- Цифровые технологии основаны на алгоритмах, в которых операция выбора (развилка "или/или") является ключевым элементом. Посмотрите на блок-схемы бизнес-аналитиков, и вы всегда увидите там «ромбы», разветвления бизнес-процессов.
- Операция "или/или" основана на сравнении нескольких параметров друг с другом.
- Повсеместное внедрение цифровых технологий неизбежно приводит к возникновению «рейтингов», необходимых для проведения операции сравнения. Это касается не только физических объектов, но и объектов социальных. В том числе как компаний, так и клиентов.
- Цифровизация, точнее, её часть, которая выходит в онлайн, позволяет одной части клиентов оставлять в сети свои отзывы, а другой части клиентов - ориентироваться на эти отзывы в момент выбора.
- Рейтинги строятся на основе отзывов.
- Отзывы о компании (а значит и её рейтинг в сети) соответствуют впечатлениям клиента, полученным в момент взаимодействия с компанией и в процессе рефлексии после него (+/-).
- Впечатления клиента напрямую зависят от качества продукта и клиентского сервиса.
- Вывод: Освоение и применение инструментов, относящихся к сфере «экономики впечатлений», и клиентоцентрированный подход являются одними из главных принципов формирования конкурентоспособности компании в современном, оцифровывающемся мире.
Примечание.
Конечно, кто-то вспомнит, что существуют рейтинги, которые делают профессиональные рейтинговые компании. Но, во-первых, это делается в отношении очень небольшого количества достаточно крупных предприятий, А, во-вторых, я считаю, что такого рода оценка является вторичной по отношению к оценке компании покупателями, потому что результаты профессиональных оценщиков в большинстве случаев основываются на финансовых показателях и доле рынка компании, которые в свою очередь зависят от выбора покупателей. Даже если в профессиональных рейтингах дается оценка по другим параметрам, они всё равно, в конечном счёте, будут зависеть от качества продукта и уровня клиентского сервиса.