20 июля или 2 августа?
На самом деле 2 августа! Нашего ныне действующего календаря. А 20 июля - это старый стиль...
Когда отмечали наши предки Перунов день? И что это за дата? Есть ли у неё астрономический смысл? Вот с Купалою — всё просто, это день Солнцестояния, то есть 21-22 июня. Тут нет вопросов.
А ушедший в 7 июля православный день Иоанна Предтечи (он же в народе Иван Купала) — это календарная ошибка, обычная для мало что понимающих в языческой астрономии древних христиан, что римских, что византийских. Кстати, католики и православные спорят и по сию пору, когда и как праздновать те или иные даты, и учебники астрономии у них по-прежнему не популярны.
Однако и наши новые язычники тоже не многим лучше относятся к школьному курсу астрономии, и точно также путаются с календарями григорианским и юлианским, а то и пытаются единым махом решить проблему вводя какой-нибудь свой, на коленке написанный календарь, где византийская эра от Сотворения Мира (это та, где нужно от сегодняшней даты отнять 5508 лет), превращается в фэнтезийную дату "от Сотворения Звёздного Храма". Но сегодня мы поговорим не об этом. А о дате текущего Перунова дня.
Как появилась принятая ныне у ряда родноверческих, и прочих неоязыческих общин дата 20 июля? Тут всё предельно просто и понятно. Главы сих общин позаимствовали её друг у друга, а первый, и несколько более грамотный, очевидно заглянул-таки в книгу главы советской исторической науки, академика Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси" (М., 1987), а именно на с. 178, где разбирается ритуальный сосуд-календарь IV века для летних молений. Но мало заглянуть, нужно и уметь читать, да и понимать прочитанное...
Кстати, Б.А. Рыбаков, разбирая символику сего сосуда, опирался на работу дореволюционного археолога В.В. Хвойко, которая была опубликована ещё в 1899 году. И уже там, имеющийся на сосуде символ "громового колеса Юпитера (или Перуна)" был отождествлён с датой 20 июля, то есть с православным Ильиным Гром-днём.
Только вот засада! Хвойко-то писал до революции, а тогда в России действовал т.н. "старый стиль", или юлианский календарь, поныне поддерживаемый православной церковью. И может быть Б.А. Рыбакову, повторявшему старые наработки, стоило бы уточнить, что дата, кою он приводит, относится именно к старому стилю, юлианскому календарю. В принципе, он так и сделал, везде указывая, что это дата Ильина дня (т.е. дня Ильи-громовника). Но он никак не предполагал, что его работу будут читать бывшие атеисты, не отмечавшие церковных праздников, и знающие только новый стиль...
Вот так дата православного Ильина дня, заместившего некогда Перунов день, а именно 2 августа нового и принятого ныне стиля (она же и 20 июля старого стиля), новыми язычниками и была отправлена на две недели назад, в нынешнее "новостильное" 20 июля. И это, конечно, вопиющая ошибка — вполне показывающая даже и не то чтобы неграмотность новых вождей языческого движения (ошибки на первом этапе реставрации традиции, разумеется, простительны), а главное — нежелание что-то исправлять, когда уже поняли, что ошиблись... Гордость и самость — вот что губит сейчас "языческое движение".
А есть ли у Перунова дня астрономический смысл?
А вообще-то, языческий календарь Древней Руси — это великолепный памятник нашей культуры, показывающий высочайший уровень астрономических познаний наших предков, не только не уступающий, но и превосходящий во многом уровень астрономических знаний их далёких потомков.
Сей календарь — солнечно-звёздный. Сохранился он благодаря православному церковному календарю, ибо большая часть христианских праздников — суть переосмысленные праздники языческого календаря.
Выше уже упоминалось, что после христианизации Руси день Ильи Пророка вытеснил Перунов день, также день Рождества Богородицы — Рождество Златы Майи, день Николы Вешнего — Ярилин день и так далее. Дав новое осмысление древним праздникам, христиане не изменили первоначальных дат. А эти первоначальные даты имели астрологический смысл.
Известно, что четыре солнечных праздника были привязаны к известным всем датам: Весеннего равноденствия (Красная гора, начало года 20/21 марта), далее Летнее Солнцестояние (Купала, 21/22 июня), Осеннее равноденствие (Таусень, 22/23 сентября), Зимнее Солнцестояние (Коляда, 21/22 декабря).
Остальные даты, в том числе и Перунов день, были привязаны к датам прохождения самых ярких звёзд нашего неба через полярный 0-меридиан (то есть через направление на север). Имеется в виду медленное годовое движение звёздной сферы, отмечаемое каждую полночь.
Например, звезда Спика (a-Девы) пересекает северный меридиан через 50 дней после звезды Регул (a-Льва). А теперь обратимся к календарю и выясним: между какими праздниками, проходящими под этими знаками, столько же дней?
Под знаком Девы (Майи) проходит месяц святовит (август-сентябрь), самый большой праздник месяца — Рождество Златы Майи, вытесненный Рождеством Богородицы. А под знаком Льва (Дажьбога и Перуна) проходит месяц ильмень (конец июля — начало августа), и самый большой праздник сего месяца — Перунов день (Ильин день). Но между Ильиным днем и Рождеством Богородицы также 50 дней. Легко убедиться, что иные главные православные праздники привязаны к прохождению других звёзд первой величины.
Однако ныне звезды Спика и Регул не проходят там в указанные дни. За истекшие столетия из-за прецессии земной оси они отошли на 1 час 19,9 угловой минуты. Зная постоянную прецессии (50,3 угл. сек. в год), нетрудно рассчитать, что Спика проходила там в IV веке н.э., то есть при князе Бусе Белояре. Тогда и был учреждён наш православный народный календарь, коего мы фактически придерживаемся поныне. Подтверждает проведение князем Бусом Белояром в IV веке этой реформы также изображение Мирового круга, то есть — Коло Сварога на постаменте известного пятигорского изваяния Буса Белояра.
Заметим здесь, что по представлениям древних славян, ярчайшие звёзды неба — это миры, в которых правят боги. На Альтаире (a-Орла) — Коляда, на Спике (a-Девы) — Майя, на Регуле (a-Льва) — Перун и Дажьбог, на Касторе (a-Близнецов) — Кострома, на Бетельгейзе (a-Ориона) — Ярила, на Альдебаране (a-Тельца) — Вышний-Весна (весенний аспект Яра). После Бусовой реформы празднования в честь богов стали проводить в те дни, когда соответствующие звёзды пересекали направление на север.
Итак, астрономический и философский смысл Перунова дня, согласно сей традиции, сливаются в почитании ярчайшей "царской" звезды Регул зодиакального созвездия Льва. Когда эта звезда является на Севере, там и воцаряется Перун, покровитель князей и воинов.
А происходит это скорее 2 августа, в православный Ильин-день, чем в католический 20 июля, учреждённый папой Григорием, ничего не смыслившим в астрономии и введшим календарь своего имени просто по произволу (у него там кое-что не сходилось в бумагах и датах древних соборов). Вообще, григорианский календарь много хуже языческого юлианского и защищают его только те, кто ничего не понимает в астрономии.
Не потому ли у католиков угасли мистерии сего звёздного дня 20 июля, для них смещённый с первоначальной даты Ильин-день, просто дата в календаре и к нему не приурочены ни службы, ни мистерии (в отличие от "солнечных" дней Богородицы, поддержавших невероятно разросшийся культ Мадонны). А у нас день 2 августа крайне значим и для церкви, и в народе — не случайно даже в атеистические времена его не без успеха пытались заместить днём ВДВ (это когда наши солдаты в фонтанах купаются).
И, к слову, не только православная церковь, но и астрономы всего мира по-прежнему живут по юлианскому календарю. Подробнее об этом я писал во многих своих книгах, — например, в последней "Календарь, звёзды и обряды Древней Руси" (М., 2016).
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси
====================
P/S
Замечу в строку, что при всех его достоинствах, и юлианский календарь, лучше григорианского отслеживающий движение звёздной сферы, не во всем точен, ибо и сама Земля изменяет характер своего вращения по закону, который пока не удается так уж точно установить. Так что языческие общины, желающие почувствовать мистерию, и жить в ладу с "пульсом вселенной", вполне могут и переносить празднование Перунова дня, скажем на более удобные ближайшие от 2 августа субботу-воскресенье, тут мало что изменится. Биение звёздного пульса вселенной охватывает не один день, а что-то около недели (но уже совсем вряд ли две)... Правда, в 2020-м Перунов день выпал точно на воскресенье — 2 августа.
+++++
Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе .
Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".