Найти в Дзене
Александр Асов и К°

Так когда же праздновать Перунов день? 20 июля или 2 августа?

Оглавление
Родноверческий "пантеон" в Битце (г. Москва)
Родноверческий "пантеон" в Битце (г. Москва)

20 июля или 2 августа?

На самом деле 2 августа! Нашего ныне действующего календаря. А 20 июля - это старый стиль...

Когда отмечали наши предки Перунов день? И что это за дата? Есть ли у неё астрономический смысл? Вот с Купалою — всё просто, это день Солнцестояния, то есть 21-22 июня. Тут нет вопросов.

А ушедший в 7 июля православный день Иоанна Предтечи (он же в народе Иван Купала) — это календарная ошибка, обычная для мало что понимающих в языческой астрономии древних христиан, что римских, что византийских. Кстати, католики и православные спорят и по сию пору, когда и как праздновать те или иные даты, и учебники астрономии у них по-прежнему не популярны.

Однако и наши новые язычники тоже не многим лучше относятся к школьному курсу астрономии, и точно также путаются с календарями григорианским и юлианским, а то и пытаются единым махом решить проблему вводя какой-нибудь свой, на коленке написанный календарь, где византийская эра от Сотворения Мира (это та, где нужно от сегодняшней даты отнять 5508 лет), превращается в фэнтезийную дату "от Сотворения Звёздного Храма". Но сегодня мы поговорим не об этом. А о дате текущего Перунова дня.

Как появилась принятая ныне у ряда родноверческих, и прочих неоязыческих общин дата 20 июля? Тут всё предельно просто и понятно. Главы сих общин позаимствовали её друг у друга, а первый, и несколько более грамотный, очевидно заглянул-таки в книгу главы советской исторической науки, академика Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси" (М., 1987), а именно на с. 178, где разбирается ритуальный сосуд-календарь IV века для летних молений. Но мало заглянуть, нужно и уметь читать, да и понимать прочитанное...

Календарный сосуд с расшифровкой Хвойко из книги Б. Рыбакова.
Календарный сосуд с расшифровкой Хвойко из книги Б. Рыбакова.

Кстати, Б.А. Рыбаков, разбирая символику сего сосуда, опирался на работу дореволюционного археолога В.В. Хвойко, которая была опубликована ещё в 1899 году. И уже там, имеющийся на сосуде символ "громового колеса Юпитера (или Перуна)" был отождествлён с датой 20 июля, то есть с православным Ильиным Гром-днём.

Только вот засада! Хвойко-то писал до революции, а тогда в России действовал т.н. "старый стиль", или юлианский календарь, поныне поддерживаемый православной церковью. И может быть Б.А. Рыбакову, повторявшему старые наработки, стоило бы уточнить, что дата, кою он приводит, относится именно к старому стилю, юлианскому календарю. В принципе, он так и сделал, везде указывая, что это дата Ильина дня (т.е. дня Ильи-громовника). Но он никак не предполагал, что его работу будут читать бывшие атеисты, не отмечавшие церковных праздников, и знающие только новый стиль...

Вот так дата православного Ильина дня, заместившего некогда Перунов день, а именно 2 августа нового и принятого ныне стиля (она же и 20 июля старого стиля), новыми язычниками и была отправлена на две недели назад, в нынешнее "новостильное" 20 июля. И это, конечно, вопиющая ошибка — вполне показывающая даже и не то чтобы неграмотность новых вождей языческого движения (ошибки на первом этапе реставрации традиции, разумеется, простительны), а главное — нежелание что-то исправлять, когда уже поняли, что ошиблись... Гордость и самость — вот что губит сейчас "языческое движение".

А есть ли у Перунова дня астрономический смысл?

Перун (Перкунас). Статуэтка из долины Свинторога под Вильнюсом. Начало н.э.
Перун (Перкунас). Статуэтка из долины Свинторога под Вильнюсом. Начало н.э.

А вообще-то, языческий календарь Древней Руси — это великолепный памятник нашей культуры, показывающий высочайший уровень астрономических познаний наших предков, не только не уступающий, но и превосходящий во многом уровень астрономических знаний их далёких потомков.

Сей календарь — солнечно-звёздный. Сохранился он благодаря православному церковному календарю, ибо большая часть христианских праздников — суть переосмысленные праздники языческого календаря.

Выше уже упоминалось, что после христианизации Руси день Ильи Пророка вытеснил Перунов день, также день Рождества Богородицы — Рождество Златы Майи, день Николы Вешнего — Ярилин день и так далее. Дав новое осмысление древним праздникам, христиане не изменили первоначальных дат. А эти первоначальные даты имели астрологический смысл.

Известно, что четыре солнечных праздника были привязаны к известным всем датам: Весеннего равноденствия (Красная гора, начало года 20/21 марта), далее Летнее Солнцестояние (Купала, 21/22 июня), Осеннее равноденствие (Таусень, 22/23 сентября), Зимнее Солнцестояние (Коляда, 21/22 декабря).

Остальные даты, в том числе и Перунов день, были привязаны к датам прохождения самых ярких звёзд нашего неба через полярный 0-меридиан (то есть через направление на север). Имеется в виду медленное годовое движение звёздной сферы, отмечаемое каждую полночь.

Например, звезда Спика (a-Девы) пересекает северный меридиан через 50 дней после звезды Регул (a-Льва). А теперь обратимся к календарю и выясним: между какими праздниками, проходящими под этими знаками, столько же дней?

Под знаком Девы (Майи) проходит месяц святовит (август-сентябрь), самый большой праздник месяца — Рождество Златы Майи, вытесненный Рождеством Богородицы. А под знаком Льва (Дажьбога и Перуна) проходит месяц ильмень (конец июля — начало августа), и самый большой праздник сего месяца — Перунов день (Ильин день). Но между Ильиным днем и Рождеством Богородицы также 50 дней. Легко убедиться, что иные главные православные праздники привязаны к прохождению других звёзд первой величины.

Однако ныне звезды Спика и Регул не проходят там в указанные дни. За истекшие столетия из-за прецессии земной оси они отошли на 1 час 19,9 угловой минуты. Зная постоянную прецессии (50,3 угл. сек. в год), нетрудно рассчитать, что Спика проходила там в IV веке н.э., то есть при князе Бусе Белояре. Тогда и был учреждён наш православный народный календарь, коего мы фактически придерживаемся поныне. Подтверждает проведение князем Бусом Белояром в IV веке этой реформы также изображение Мирового круга, то есть — Коло Сварога на постаменте известного пятигорского изваяния Буса Белояра.

Фото статуи Буса. Раев, 1851.  (Календарное Коло Сварога на четвёртом ракурсе)
Фото статуи Буса. Раев, 1851. (Календарное Коло Сварога на четвёртом ракурсе)

Заметим здесь, что по представлениям древних славян, ярчайшие звёзды неба — это миры, в которых правят боги. На Альтаире (a-Орла) — Коляда, на Спике (a-Девы) — Майя, на Регуле (a-Льва) — Перун и Дажьбог, на Касторе (a-Близнецов) — Кострома, на Бетельгейзе (a-Ориона) — Ярила, на Альдебаране (a-Тельца) — Вышний-Весна (ве­сенний аспект Яра). После Бусовой реформы празднования в честь богов стали проводить в те дни, когда соответствующие звёзды пересекали направление на север.

Итак, астрономический и философский смысл Перунова дня, согласно сей традиции, сливаются в почитании ярчайшей "царской" звезды Регул зодиакального созвездия Льва. Когда эта звезда является на Севере, там и воцаряется Перун, покровитель князей и воинов.

А происходит это скорее 2 августа, в православный Ильин-день, чем в католический 20 июля, учреждённый папой Григорием, ничего не смыслившим в астрономии и введшим календарь своего имени просто по произволу (у него там кое-что не сходилось в бумагах и датах древних соборов). Вообще, григорианский календарь много хуже языческого юлианского и защищают его только те, кто ничего не понимает в астрономии.

Не потому ли у католиков угасли мистерии сего звёздного дня 20 июля, для них смещённый с первоначальной даты Ильин-день, просто дата в календаре и к нему не приурочены ни службы, ни мистерии (в отличие от "солнечных" дней Богородицы, поддержавших невероятно разросшийся культ Мадонны). А у нас день 2 августа крайне значим и для церкви, и в народе — не случайно даже в атеистические времена его не без успеха пытались заместить днём ВДВ (это когда наши солдаты в фонтанах купаются).

И, к слову, не только православная церковь, но и астрономы всего мира по-прежнему живут по юлианскому календарю. Подробнее об этом я писал во многих своих книгах, — например, в последней "Календарь, звёзды и обряды Древней Руси" (М., 2016).

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси

====================

P/S

Замечу в строку, что при всех его достоинствах, и юлианский календарь, лучше григорианского отслеживающий движение звёздной сферы, не во всем точен, ибо и сама Земля изменяет характер своего вращения по закону, который пока не удается так уж точно установить. Так что языческие общины, желающие почувствовать мистерию, и жить в ладу с "пульсом вселенной", вполне могут и переносить празднование Перунова дня, скажем на более удобные ближайшие от 2 августа субботу-воскресенье, тут мало что изменится. Биение звёздного пульса вселенной охватывает не один день, а что-то около недели (но уже совсем вряд ли две)... Правда, в 2020-м Перунов день выпал точно на воскресенье — 2 августа.

+++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе .

Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".