Найти тему

Итоги января-мая 2020 года потребительского рынка и торговых сетей FMCG

В марте-мае 2020 года в результате пандемии коронавируса и введения ограничений для бизнеса крупноформатные торговые объекты (в первую очередь "гипермаркеты") столкнулись со снижением трафика.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ", подготовленного специалистами INFOLine, в марте-мае 2020 года в результате пандемии коронавируса и введения ограничений для бизнеса крупноформатные торговые объекты (в первую очередь "гипермаркеты") столкнулись со снижением трафика (ограничение передвижения населения в режиме самоизоляции, закрытие ряда ТЦ и др.), которое частично было компенсировано ростом среднего чека. Доля гипермаркетов и супермаркетов в структуре торговой площади продолжает сокращаться (гипермаркетов на 0,6 п.п. до 21,4%, супермаркетов – на 0,3 п.п. до 11,6%), что обусловлено сложностями у ритейлеров, работающих в крупных форматах в связи с изменением предпочтений потребителей, усилением конкуренции по ассортименту и ценам со стороны дискаунтеров и магазинов малых форматов. Так, в январе-апреле 2020 года ГК "ЭССЕН" закрыла 5 гипермаркетов и 1 супермаркет "ЭССЕН", а в мае 2020 года сообщила о закрытии всех оставшихся гипермаркетов. Также в мае 2020 года полностью свернула розничный бизнес ТГ "Ижтрейдинг". В условиях пандемии коронавируса и режима самоизоляции ускоренное развитие получила online-торговля, в связи с чем торговые сети FMCG активизирование создание и развитие собственных интернет-магазинов.

В апреле 2020 года оборот розничной торговли составил 2104,2 млрд руб. (минимальное значение с февраля 2015 года), причем в товарной массе он сократился на 23,4% (худший показатель за период, как минимум, с 2000 года), в том числе продовольственными товарами – на 9,3% и непродовольственными товарами – на 36,7%. Оборот общественного питания в апреле 2020 года сократился на 51,5% (в апреле 2019 года – рост на 7,2%). В результате введенных для большинства торговых объектов Non-Food ограничений на оффлайн-продажи доля продовольственных товаров выросла до исторического максимума и составила в апреле 2020 года 57,7%. Считаются данные ФСГС по розничной торговле и общественному питанию предварительными и излишне оптимистичными, и оценивают падение рынка в апреле на 30-40% (non-food – не менее 50%, общественному питанию – около 70%): большая часть магазинов Non-Food в апреле были закрыты, а интернет-торговля, несмотря на высокие темпы роста, не могла компенсировать падение оффлайн-продаж.