Главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин уверен, что основные признаки кризиса проявились в глобальной экономике задолго до начала пандемии COVID-19. И даже победа над вирусом не гарантирует экономического роста. Эксперт поделился своими наблюдениями и прогнозами с участниками онлайн-конференции «Корпоративное казначейство — смена парадигмы», организованной компанией MSB-Events в начале июля 2020 года.
Больше интересных статей на нашем официальном сайте www.sscclub.ru
Геополитические факторы
Помимо коронавируса, в мире есть множество других проблем — и остается только гадать, какой из факторов запустил бы масштабную рецессию, если бы не пандемия COVID-19. Вопросы экономического развития, установления перспективных торгово-экономических отношений уже давно ушли с повестки дня лидеров стран.
Политики во всем мире решают иные проблемы.
- Брекзит и потоки беженцев в Европе провоцируют рост национализма и угрожают существованию ЕС.
- Россия конфликтует с Западом и не может извлечь экономической пользы из своих геополитических побед.
- Венесуэла разделила Латинскую Америку на два лагеря и наполнила регион беженцами.
- Ближний Восток и Африка погрязли в «цветных» революциях и вооруженных конфликтах.
- США радикально пересматривают внешнюю политику, что подрывает глобальную стабильность.
Получив позитивные результаты глобализации в виде быстрого роста национальных экономик, правительства начали принимать протекционистские меры. Результатом стало замедление темпов роста и первое за десять лет падение мировой торговли уже в 2019 году.
В период с 2009 по 2018 год только в странах Большой двадцатки ВТО насчитала порядка 5000 различных действовавших или рассматриваемых мер, ограничивающих международную торговлю. Суммарное число активных ограничительных мер в это десятилетие выросло более чем на 40%.
Средневзвешенный торговый тариф вырос во многих крупных экономиках, в частности в США, Евросоюзе, Китае, Бразилии, Норвегии, Индии, Индонезии, Японии, ЮАР, Таиланде и ряде других.
Торговая война США и Китая вывела это противодействие на новый уровень.
Велика вероятность, что, выйдя из одного кризиса, мы столкнемся с другим — торговые войны могут обостриться.
Долговой кризис
Прирост мирового долга в последние годы значительно превышал прирост мирового ВВП. И в то время как надежные заемщики взяли курс на снижение или стабилизацию долговой нагрузки, долг весьма внушительно вырос за счет двух категорий заемщиков: заемщики с невысоким корпоративным рейтингом (ниже ВВВ) и национальные правительства.
Большинство ведущих экономик мира в последние годы росли на стимуляторах в виде мягкой монетарной и фискальной политики.
С 2008 года глобальный долг в классических инструментах по отношению к ВВП вырос на 38 п.п. до 235% ВВП. Если взять все долговые инструменты, то суммарный долг в 2020 году составляет около 300% ВВП (более $255 трлн).
Торговые войны и уровень мирового долга гарантируют, что даже решение проблемы коронавируса не обеспечит рост глобальной экономики.
Два глобальных сценария
Евгений Надоршин представил участникам онлайн-конференции два сценария развития мировой экономики в период до конца 2021 года. В обоих сценариях неизменным базовым условием является избыток предложения на нефтяном рынке. Переменный базовый фактор — это число заболевших COVID-19 и продолжительность пандемии.
Продолжение статьи читайте бесплатно на нашем сайте по ссылке