Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Айя София снова стала мечетью. Что будет с византийскими мозаиками?

Последнюю неделю меня беспокоила судьба Айя Софии: станет ли она мечетью или останется музеем?

После того, как высший суд Турции озвучил свой вердикт, меня беспокоит судьба византийских мозаик. В беспокойное время живём!

Айя София, Стамбул
Айя София, Стамбул

Представитель Эрдогана ещё накануне заявил, что мозаики сохранят. Осталось выяснить, каким образом это намереваются сделать. Собственно, я вижу три варианта. Располагаю от наиболее желательного к наиболее вероятному:

1. Мозаики закроют тканью и оставят в мечети музеефицированные части или будут в какие-то дни снимать ткани и свободно пускать в мечеть туристов. Почему это маловероятно: потому что Эрдоган решил войти в историю и проявить непоколебимую решимость. Тряпочки – это несерьёзно. Это слишком явная возможность сдать на попятный и вернуть Софии статус музея. 

Частично сбитая в 1453 году мозаика
Частично сбитая в 1453 году мозаика

2. Мозаики покроют штукатуркой так, как это сделали в 1453 году, когда собор впервые стал мечетью. Тогда часть мозаик – и все кресты на балюстрадах – сбили, а остальное закрасили. В 1935 году Ататюрк сделал из мечети музей – именно это решение высший суд Турции сегодня признал незаконным, – и слой штукатурки сняли, впервые за пять столетий обнажив византийские мозаики. Почему повторение сценария тоже не сильно вероятно? Именно потому, что это повторение сценария, а Эрдоган не намерен следовать по стопам Ататюрка – он быстрее, выше, сильнее решительнее и жёстче. Штукатурка предполагает возможность однажды вновь музеефицировать здание и эту самую штукатурку снять. 

3. Мозаики снимут и перенесут в художественный музей. Технологии для этого есть, правда, неясно, как поступят с купольной мозаикой: одно дело перенести с плоскости на плоскость, другое – с вогнутой, искривлённой поверхности на плоскость. Программа минимум – это перенос ликов на гипсовую основу, чтобы демонстрировать их в музее, как картины. Программа максимум – это строительство павильона, модели собора, как это было сделано с наскальными росписями Альтамиры. (Правда, там речь шла не о вопросах религии, а о вопросах консервации доисторических росписей, которые разрушались под наплывом туристов.)

Музей Альтамиры в Испании – копия пещеры, рядом с которой он построен
Музей Альтамиры в Испании – копия пещеры, рядом с которой он построен

Поскольку мозаики – архитектурное искусство, они создавались с учётом архитектурного контекста, и в отрыве от него потеряют многое, невосполнимо многое. Но это – единственный способ подвести черту под решением Эрдогана и показать всему миру, что София отныне мечеть, и это – окончательно, бесповоротно, необратимо. 

На днях напишу статью об истории Софии и о том, почему она настолько важна для всех – мусульман, христиан, искусствоведов. А пока напишите, какой вариант вы считаете наиболее вероятным. Будьте вежливы по отношению друг к другу и к представителям религии, отличающейся от вашей! Я читаю комментарии и баню тех, в ком говорит ненависть, а не забота о культурном наследии.