В современном обществе искусство все больше подвергается критики. Мы часто слышим от людей суждения, как: "Я тоже так могу" или "Это не картина, а просто мазня".
Изначально искусство воспринималось как шоу, например в Древней Греции никто не мог придти домой и уткнуться в телефон, чтобы узнать последний сплетни о личной жизни Геркулеса и увидеть прямой репортаж с места событий в Спарте. Поэтому каждый художник считал своим долгом выдвинуть обществу своё творчество. Ничего не изменилось и по сей день. Искусство-это шоу, и часто это не следует воспринимать больше, чем развлечения для нашего общества.
"Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию... " К. Малевич
Малевич, Казимир Северинович (23 февраля 1879-15 мая 1935)-российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Именно он положил начало такому спорному направлению искусства как супрематизм (наиболее ранние проявление абстрактного искусства новейшего времени). Он находился в долгом поиске себя и своего стиля, итогом его долгих стараний стал супрематизм-работа с цветом, влияющем на наше сознание. Его самая знаменитая картина “Черный квадрат” вызвала много вопросов и споров, с момента её появления-по наше время.
Несмотря на то, что обсуждения нового художественного стиля “супрематизм” начались в далеком 1915 году, даже сейчас, спустя чуть больше века, продолжаются активные споры и разногласия любителей супрематизма и реализма. Поэтому на примере Малевича, я расскажу, как из одного, появился совершенно иной стиль в искусстве. Сейчас полотна Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних зрителей картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич никого не оставил равнодушным.
Тут я расскажу о возникновение нового стиля в живописи, которое не изучается на уроках искусства.
Казимир Северинович Малевич по официальной версии родился в Киеве, его отец работал на свекло-сахарных плантациях, которые строились в деревнях, далеко от городов, где протекало детство художника. Мама Казимира Малевича-Людвига Александровна Малевич-присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей (Казимир был первенцем), но до зрелого возраста дожили девять.
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Раз в год на специальном съезде для сахарозаводчиков, в Киеве, проходила ярмарка, куда отец брал Казимира с собой. Отец уходил по делам, а мальчик бегал от магазина к магазину и подолгу разглядывал картины. В картинах киевских художников всё было изображено очень живо и натурально. На одной из картин, особо поразившей его, была изображена девушка, сидящая на лавке и чистящая картошку. Не зная о существовании художественных школ, мальчик проявил желание, создавать такие же реалистичные и красивые картины.
По воспоминаниям самого художника, первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет под названием «Лунная ночь», где была изображена река с лодкой на берегу , на воде скользила лунная дорожка. Работа понравилась друзьям Малевича. Один из друзей предложил продать картину и, не спросив художника, отнес её в магазин, где та была быстро куплена за 5 рублей. .Местонахождение картины так и осталось неизвестным.
Малевича ничего не волновало, кроме искусства. Он был очень тщеславен и самолюбив, всегда во всём стремился быть первым и не хотел быть вторым. Изначально он считал, что наиболее правдоподобно и точно изображать действительность-это и есть главная задача художника. Рисуя маслом с натуры, он изображал картины ,в которых доминировал сюжет.
В своих работах художник продолжал следовать импрессионизму. Во всех портретах Малевича сохраняется примитивность и загадка человеческого лица. Ведь именно лицо Малевич считал частицей непознаваемого «беспредметного мира».
“ЗАРОЖДЕНИЕ” СУПРЕМАТИЗМА:
Малевич не родился супрематистом. Он шёл к своей цели постепенно. Однажды красота увиденного пейзажа породила мысль о самодостаточности света и цвета, тогда художник начал поиск своего стиля. В это время авангардизм, который породил множество открытий, очень повлиял на художника. Все картины, написанные в этот период времени, с каждым разом, всё больше, освобождались от предметности, и постепенно в сознании художника появилась мысль о супрематизме и беспредметности. Так возникает новое течение, суть которого состоит не в погружении в реальность, а создание новой, вполне герметичной системы.("Путь освобождения" показан на примере картин ниже)
“Живописцы должны бросить сюжет и вещи, Если хотят быть чистыми живописцами”.
Малевич работал над созданием футуристической оперой Михаила Матюшина и Алексея Кручёных “Победа над солнцем”1913 г. Малевич увидел в декорациях что-то такое, из чего и “родится” “Черный квадрат”. Опера, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Музыка в ней была создана полностью из звуков повседневной жизни: машин, людей, ветра и т.д.
СУПРЕМАТИЗМ
Впервые супрематизм был представлен на Последней футуристической выставке картин - “0,10” 19 декабря 1915 г. Никто не предполагал, что будет на этой выставки, ведь даже в брошюрах не было указано название ни одной из картины. Увиденное людьми привело их в замешательство. Отличавшиеся от привычных взглядов картины с непонятным, но примитивными формами вызвали споры и негодование у общества.
В супрематизме формы и краски унаследованы от глубокой древности, а смысл конкретизировался. Публику особенно возмутило расположение Черного квадрата в «красном углу» -там, где положено вешать иконы. Подвиг Малевича заключался не в изобретении новых форм, а в смелости поступка - он предложил зрителю расшифровывать его послание.
Почти все художники повторяли свои самые любимые картины, и Казимир Северинович не стал исключением и нарисовал ещё три “Черных квадрата”, все они отличались размером и оттенком красок.
Интересно, что на многих произведениях художник не указывал дату написания этой картины, а писал только то, когда к нему пришла идея.
“Нуль содержит все явления мира. Все и Ничто тождественны”
Как таковой чёрный цвет не встречается в природе, и этот цвет означает отсутствие теней, а квадрат это идеальная форма для воображения. Картина не имеет большего значения, чем черный квадрат. Сам художник его обозначал "нулем формы", т.к. это идеальный цвет и форма чтобы быть ничем (ведь когда мы представляем,что-то не известное нам, мы представляем ничто иное как черную квадратную материю)
“Квадрат - живой царственный младенец.”
Картина не имеет сюжета и подтекста, но при этом каждый человек может придумать ей смысл и воспринимать её по- разному. Кто-то объясняет , что эта картина олицетворяет Россию в то время, кто-то думает, что картина обозначает смерть или войну, а кто-то считает, что это ничто иное, как пустота или чёрная дыра. До квадрата Малевича было множество чёрных квадратов, но их смысл был конкретизирован, из-за чего эти картины были неинтересны.( «Битва негров в темной пещере» и это реальное, довольно расистское, название картины, а таких было несколько. Ну и в чем тут полет фантазии и множество споров? Поэтому людям было все равно.)
“Супрематизм — начало новой культуры: дикарь побеждён как обезьяна. Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры. Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Каждая форма свободна и индивидуальна. Каждая форма есть мир. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка.” - писал Казимир Малевич.
Это стало лозунгом нового искусства
Малевич кардинально изменил искусство, начав его с “чистого листа” и вызвав резонанс в обществе. Своим шагом он заставил задуматься абсолютно всех людей. У каждого зрителя начало складываться мнение о супрематизме и о искусстве в целом, и не важно, какой контекст оно несло.
Рассматривая всю историю изобразительного искусства, можно заметить, что в начале XX века начинается ряд новых произведений, кардинально отличавшихся от тогдашнего искусства. Таким образом, всю линию произведений можно разделить на две части. В первой будут стоять те, что воспроизводят натуру, а во второй, абсолютно новое живописное искусство, где мы не сможем найти какого-либо воспроизведения вещей, а только беспредметность.
Супрематизм и был той “чертой”, деливший всё искусство на до и после. Этот стиль повлиял на дальнейшее развитие дизайна и искусства. Сейчас идеи супрематизма мы можем заметить в современной архитектуре, предметах интерьера, в каких либо модных трендах и других проявлениях художественной деятельности наших современников.
Малевич вернул в искусство то, что было утеряно в приевшимся современным людям реализме или академизме-шоу.
Подредактировав, я решила выложить свой старый школьный проект. Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь, если нет, жду конструктивной критики и постараюсь исправиться.
**