Найти тему
Goszakaz.kz

Поддельные документы в госзакупках: в чем опасность и как вовремя выявить подлог

Оглавление

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:

В системе государственных закупок ее участники используют большое количество официальных документов. Например:

  • поставщики при подаче конкурсной или аукционной заявки представляют документы, подтверждающие наличие материальных и трудовых ресурсов, а также стаж работы;
  • организаторы конкурса или аукциона при создании объявления формируют и подписывают конкурсную или аукционную документацию;
  • поставщики при исполнении договора предоставляют заказчикам товаросопроводительные документы.
Под официальным документом понимается документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Так указано в пункте 2.24 раздела 2 СТ РК 1037-2001 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
Под официальным документом понимается документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Так указано в пункте 2.24 раздела 2 СТ РК 1037-2001 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

Чем опасны недостоверные документы и сведения

Все имеющиеся в системе государственных закупок документы можно условно разделить на 2 группы:

1. Документы, представляемые и используемые до подписания договора. Они предназначены для того, чтобы определить участников, соответствующих требованиям государственной закупки.

2. Документы, предоставление или наличие которых обусловлено в силу заключенного между сторонами договора. Эти документы предназначены для того, чтобы подтвердить соответствие поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги требованиям договора.

Если потенциальный поставщик представил недостоверный документ на стадии приема или дополнения заявок, то в этом случае юридическими последствиями для него будут отклонение заявки и недопуск при подведении итогов.

Если недостоверные сведения об участнике закупки, относящиеся к первой группе документов, установят после заключения с ним договора, это повлечет негативные последствия в виде расторжения договора. Хотя поставщик, возможно, и планировал предоставить подлинные документы, относящиеся ко второй группе.

В случае же предоставления подложного документа после заключения договора путем направления поставщиком заказчику поддельного сертификата о происхождении товара последствием будет непринятие такого товара.

Какие подложные документы встречаются чаще

Наиболее распространенными поддельными документами при подаче заявки в государственной закупке на практике являются 3 вида документов, подтверждающих квалификацию:

  • Документы о наличии материальных ресурсов. Среди них наиболее часто встречаются поддельные инвентаризационные описи, инвентарные карточки, накладные и акты приема-передачи товара, договоры аренды оборудования и механизмов.
  • Документы, подтверждающие наличие и квалификацию трудовых ресурсов. Среди них: трудовые книжки и трудовые договоры, подтверждающие опыт работников участника закупки, документы об образовании сотрудников.
  • Документы об опыте работы поставщика. Зачастую подделывают акты приема-передачи товара, акты оказанных услуг, выполненных работ.
Обеспечения заявок в виде суммы на электронном кошельке или электронной банковской гарантии на сегодняшний день не вызывают сомнений в их достоверности. У большинства поставщиков нет технической возможности для их подделки.
Обеспечения заявок в виде суммы на электронном кошельке или электронной банковской гарантии на сегодняшний день не вызывают сомнений в их достоверности. У большинства поставщиков нет технической возможности для их подделки.

Если рассматривать группу подложных документов, которые связаны с исполнением договора, то среди них наиболее распространенными подделками являются:

  • сертификаты о происхождении товара «СТ-KZ»;
  • сертификаты иностранного происхождения;
  • технический паспорт на товар либо его перевод с иностранного языка.
Выявление таких недостоверных сведений в свою очередь требует обращения заказчика к электронной базе данных «Казахстанское содержание», обращения в Национальную палату и другие компетентные органы.
Выявление таких недостоверных сведений в свою очередь требует обращения заказчика к электронной базе данных «Казахстанское содержание», обращения в Национальную палату и другие компетентные органы.

Когда и как могут выявить недостоверность. Пример из практики

На примере одной из закупок рассмотрим предоставление потенциальным поставщиком недостоверной информации в части наличия трудовых ресурсов.

Предметом государственной закупки являлось оказание услуг по питанию пациентов. Организатор конкурса установил требования в части наличия у потенциального поставщика следующих работников: технолог – 1 сотрудник; повары 6-го разряда – 2 сотрудника; повары 5-го разряда – 2 сотрудника; кухонные рабочие – 2 сотрудника; водители – 2 сотрудника. Каждый из указанных сотрудников должен был обладать опытом работы не менее 3 лет.

Участник ИП № 1 в качестве своих штатных работников заявил технолога А, помощников поваров Б и В, поваров 5-го разряда Г и Д, поваров 6-го разряда Е и Ж, водителей З и К.

На каждого из сотрудников приложили индивидуальный трудовой договор, заключенный 6 января 2020 года. В пункте 2.2 индивидуального договора у всех сотрудников указана 8-часовая продолжительность рабочего дня с перерывом 1 час на обед при 5-дневной рабочей неделе.

Но каждый из данных работников был заявлен в качестве штатного у другого потенциального поставщика – ИП № 2, участвовавшего в это же время в других государственных закупках. При этом в пункте 2.2 трудовых договоров, заключенных 5 января 2020 года между ИП № 2 и работниками А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, К, также предусмотрена 8-часовая продолжительность рабочего дня с перерывом 1 час на обед при 5-дневной рабочей неделе.

Так как ИП № 2 заключил трудовые договоры 5 января 2020 года на 8-часовой рабочий день с работниками А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, К, данные лица не могут одновременно трудиться 8 часов ежедневно у ИП № 1. Суммарная продолжительность ежедневной работы по месту основной работы и работы по совместительству не должна превышать норму продолжительности ежедневной работы, установленную пунктом 4 статьи 71 Трудового кодекса РК, более чем на 4 часа. Так указано в пункте 3 статьи 68 Трудового кодекса РК.

Данное обстоятельство выявили благодаря тому, что конкурент ИП № 1 принимал участие в закупке, где была подана заявка ИП № 2.

Как проверяют подлинность документов

У организатора закупки на стадии рассмотрения заявки членами комиссии имеются полномочия по проверке всех документов, представленных потенциальными поставщиками.

При рассмотрении заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия потенциальных поставщиков квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации конкурсная комиссия вправе запросить:

  • у потенциальных поставщиков – материалы и разъяснения в связи с их заявками с тем, чтобы упростить рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
  • у соответствующих физических или юридических лиц, государственных органов – необходимую информацию в целях уточнения сведений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе.
Запрос осуществляют в письменной форме или в форме электронного документа. Право на запрос регламентировано пунктом 5 статьи 27 Закона РК «О государственных закупках».
Запрос осуществляют в письменной форме или в форме электронного документа. Право на запрос регламентировано пунктом 5 статьи 27 Закона РК «О государственных закупках».

Однако на практике конкурсная комиссия совсем редко использует имеющиеся у нее возможности по проверке на подлинность документации, представляемой участниками закупки. Это происходит по ряду причин:

  • незнание норм законодательства;
  • большой объем документов, представленных участниками;
  • сложно самостоятельно определить подлинность документа.
Обратите внимание: большинство подложных документов изготовлены в низком качестве. Например: подставлена печать, документ составлен разными чернилами или напечатан разным шрифтом и т. д.+
Обратите внимание: большинство подложных документов изготовлены в низком качестве. Например: подставлена печать, документ составлен разными чернилами или напечатан разным шрифтом и т. д.+

Процесс выявления подложных документов в сфере государственных закупок носит важных характер. Но это требует определенных навыков работы с документами, а также знания законодательства в различных сферах общественных отношений.