История — четвёртый по востребованности экзамен для выпускников российских школ (Источник). ЕГЭ по предмету в этом году состоится 13 июля. Какие же задания вызывают у выпускников наибольшие затруднения? Как к ним готовиться? Что делать на экзамене?Рассказывает "Икстория".
Задания с картой (13—16)
Вопросы по карте часто запутывают выпускников. Конечно, не добавляет уверенности и слабые знания в области географии, поскольку для многих этот школьный предмет традиционно считается второстепенным... К тому же, иногда сложно отличить одни исторические действия от других. Все многочисленные Русско-турецкие войны смешиваются в голове у выпускников, крестьянские восстания Пугачёва и Разина становятся похожи, как две капли воды.
Как же решать такие задания? Всё гениальное просто: следует изучить исторические карты основных военных действий России, походов путешественников и др. и определить для себя ряд отличий одних описываемых событий от других похожих (к примеру, Крымская война выделяется среди прочих Русско-турецких войн стрелками действий союзников, направленных к Крыму).
Советуем сначала приблизительно очертить период истории России. Это сделать довольно просто: смотрите на название России (Московское княжество, Российская империя и др.) и, если разбираетесь во всемирной истории, на названия соседей (Чехословакия, Речь Посполитая и др.), поскольку понятно, что, к примеру, Германии как единого государства не было вплоть до XIX века. Если на карте есть названия племён, то перед вами древность.
Пример:
На прикреплённой карте (см. выше), судя по названиям племён, изображена древность. Видны походы князя Святослава (жирными чёрными стрелками), а также торговый путь "из варяг в греки".
Почему именно Святослав? Мы определили это по следующим признакам: стрелки ведут к городу Булгар (он ходил войной на Волжскую Булгарию), стрелки ведут в Саркел, город Хазарского каганата (Святослав разгромил его), также мы видим, как Святослав отправился воевать с Византией. Князь Святослав знаменит многочисленными походами, поэтому нетрудно прийти к выводу, что перед нами именно его действия. Название пути "из варяг в греки" говорит само за себя: он шёл из Балтийского моря варягов в Чёрное море греков.
Ещё виден поход одного из князей на Царьград (обычными чёрными стрелками). Тут всё сложнее, ведь ходить войной на Византию — традиционная забава русских князей. И Олег, и Святослав, и Игорь, и даже сын Ярослава Мудрого желали покорить Константинополь. В данном контексте стрелки означают поход Олега, так как одно из последующих заданий по карте говорит об этом. Так что не волнуйтесь, даже если не поняли с первого взгляда, что к чему — варианты ответов подскажут направление мыслей.
Историческое сочинение (25)
Выпускнику даётся три периода: древность (от Рюрика до Алексея Михайловича), время существования Российской империи (от Петра Первого до Николая II) и новейшая история (от В. Ленина до Б. Ельцина)
Разумеется, у многих сдающих после прочтений условий задания (указать не менее двух исторических личностей и их роль в событиях, раскрыть причинно-следственные связи между событиями, дать оценку влияния периода на дальнейший ход истории и др.) наступает фрустрация.
Первым делом нужно определиться с периодом, про который вы сможете написать больше всего. При подготовке лучше выбирать один период истории России и усиленно готовится к нему. Крайне трудно одинаково хорошо запоминать княжение всех князей, правление всех императоров, и руководство всех "генсеков".
Важно уделить внимание каждому периоду в рамках одной большой "эпохи" (древность; Российская Империя; РСФСР-СССР-Россия). Помните: всего исторических сочинений ограниченное количество, вам никогда не попадутся на экзамене случайные хронологические рамки. Сложнее всего выпускникам даётся XX век в связи с множеством лиц и событий, поэтому "Икстория" рекомендует готовиться именно к этой "эпохе".
Пример (кратко):
Период октября 1917—октября 1922 гг. (см. картинку задания) охватывает руководство страной Владимира Ленина и партии большевиков. Из событий можно выделить Октябрьский переворот, издание декретов Советской власти (о мире, о земле и др.), заключение Брестского мира и др. Гражданская война — один из важнейших процессов периода.
Личности и их роль: Ленин подписал декрет о создании Красной армии, что улучшило боеспособность Советской России, Колчак разогнал правительство Омска, тем самым расколов белое движение, Фрунзе взял штурмом Перекоп, что привело к полному разгрому белых сил и др.
Не следует смешивать роль личности и причинно-следственные связи. Постарайтесь разграничить их, указав разные события периода.
В качестве причинно-следственных связей можно рассмотреть (=> означает следствие):
Подписание Брестского мира => раскол общества на белых и красных, начало Гражданской войны
Подписание Декрета о земле => повышение доверия крестьян к новому режиму, окончательное уничтожение помещичьего землевладения.
Создание продотрядов, политика изъятия "излишков" => крестьянское восстание Антонова ("антоновщина") и др. выступления.
Влияние периода на дальнейший ход истории:
Победа красных в Гражданской войне привела к окончательному установлению власти, в дальнейшем вылилось в образование СССР.
Декреты советской власти юридически оформили диктатуру пролетариата, и этот принцип будет использоваться в дальнейшем при Сталине.
Старайтесь не ограничиваться только двумя ролями личности и двумя причинно-следственными связями. Чем их больше, тем выше шанс получить максимальные баллы!
Это ещё не всё! В следующем выпуске продолжим разбираться в других сложных заданиях ЕГЭ по истории.
Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" история искусства и искусство истории.