Доброго времени суток, уважаемые читатели! Продолжаю делиться с Вами полезной информацией по финансовой грамотности. Подписываетесь на канал, чтобы НЕ пропустить очередную интересную статью! ⚡
За последние пять лет 87 корпоративных эмитентов на российском рынке допустили дефолты по своим облигациям. Во всех случаях среди «потерпевших», как правило, оказывались не только крупные институциональные покупатели, но и частные лица. В этой статье расскажу как действовать частному инвестору, если эмитент облигаций отказался платить по своим обязательствам, как происходит реструктуризация и существуют ли эффективные способы защиты интересов.
Что такое дефолт и какой он бывает
Дефолт — это неисполнение платежных обязательств со стороны эмитента. По закону, если эмитент просрочил выплаты по купону или по номиналу облигаций на срок более 10 рабочих дней или не смог в назначенную дату выкупить бумаги у держателей по оферте, это является существенным нарушением условий выпуска облигаций, в результате которого владельцы бумаг имеют право потребовать досрочного погашения облигаций.
Кстати, еще больше информации по финансовой грамотности и не только Вы найдете на моем Telegram-канале, подписывайтесь: @capital_education
Иногда в эмиссионной документации по выпуску прописываются дополнительные условия, при которых инвесторы могут потребовать у эмитента досрочно погасить бумаги:
- сработали финансовые ковенанты (соотношение долг/EBITDA, EBITDA/проценты и пр.);
- сработали кросс-дефолты (эмитент нарушил платежную дисциплину по иным финансовым обязательствам); — сработали поведенческие ковенанты (например, запрет на выплату дивидендов, дополнительные залоги и обременения, отчуждения существенных активов);
- сработали информационные ковенанты (эмитент нарушил сроки раскрытия и предоставления информации).
Если в течение 10 рабочих дней после просрочки выплаты эмитент погашает обязательства, то такой дефолт считается техническим.
В этом случае у инвесторов нет права требовать досрочного погашения облигаций. На практике бывают случаи, когда компания находит денежные средства для исполнения обязательств.
Что делать, если эмитент допустил дефолт
Как показало последнее десятилетие на российском облигационном рынке, каждый дефолт — это всегда индивидуальная история. Именно поэтому определить стандартный универсальный алгоритм действий для инвестора в случае дефолта по облигациям довольно сложно.
Прежде всего, чтобы подобрать оптимальное решение в конкретной ситуации, частному инвестору стоит найти ответы на несколько вопросов:
- Какова реальная причина дефолта (ситуация в отрасли, ошибки менеджмента, закредитованность компании, существенные злоупотребления, нежелание платить по необеспеченному долгу) и дальнейшие перспективы компании-эмитента. Ответив на этот вопрос, вы сможете оценить глубину проблем эмитента и вероятность выхода из сложившейся ситуации. Например, если инвестор не верит в перспективы восстановления бизнеса эмитента, то ему стоит сфокусироваться на сценариях, которые дают возможность оперативно вернуть часть инвестиций (хоть и в существенно меньшем объеме, чем было вложено). В этом случае можно попытаться оперативно продать облигации на открытом рынке с существенным дисконтом либо согласиться на небольшой платеж от эмитента и последующее экономическое «списание» оставшейся задолженности.
- Какова структура финансовой задолженности эмитента и группы компаний, к которой относится эмитент (доля облигаций, доля обеспеченных и необеспеченных долгов).
- Входят ли должники по облигациям (эмитент, поручители, оференты) в число основных компаний группы, генерирующих денежные потоки. Важно, чтобы должники входили в основной периметр группы эмитента и на него приходилось 75–80% выручки, EBITDA и активов группы.
- Есть ли у менеджмента и акционера эмитента мотивация сохранить компанию, вернуть долги и восстановить бизнес и стоимость компании для акционеров.
- Как распределены доли инвесторов в обращающихся выпусках облигаций. Наличие в выпуске большого количества физических лиц (в идеале свыше 25–30%), с одной стороны, существенно осложняет процесс реструктуризации, с другой — заставляет эмитента учитывать интересы частных инвесторов и участвовать в переговорах с ними.
1. Реструктуризация
Одним из способов выхода из дефолта является реструктуризация обязательств по облигациям.
Реструктуризация — это сделка между эмитентом и владельцами облигаций, главной целью которой является восстановление стоимости долгового капитала в долгосрочной перспективе.
Где брать информацию о реструктуризации?
Информацию о предполагаемой реструктуризации инвестор чаще всего может получить из двух основных источников:
- от эмитента. Обычно эмитент публикует информацию об основных условиях реструктуризации и контактных данных в ленте новостей на сервере раскрытия информации, а также на своем сайте;
- от банка — агента по реструктуризации. Как правило, эмитент отдельно информирует владельцев облигаций о назначении агента по реструктуризации, публикуя информацию в ленте раскрытия или выпуская специальный пресс-релиз.
Как происходит реструктуризация?
По закону реструктуризация выпуска облигаций может проходить только с одобрения общего собрания владельцев облигаций (ОСВО). Решения ОСВО обязательны для всех держателей бумаг. При этом собрания проводятся исключительно в заочной форме. Корректировать предложенные эмитентом условия реструктуризации можно до того момента, пока владельцам облигаций официально не направлены материалы собрания.
Основные решения по реструктуризации (внесение изменений в эмиссионную документацию, согласие на заключение соглашения о новации или отступном, отказ от права требовать досрочного погашения) могут быть приняты только при наличии квалифицированного большинства голосов — 75%+1 голос от обращающихся облигаций.
Если в выпуске имеются мажоритарные владельцы облигаций, крупные институциональные инвесторы, то процесс и условия реструктуризации несильно зависят от миноритарных инвесторов.
2. Предъявление иска от ПВО
Если по выпуску уже случился дефолт, а реструктуризация на повестке дня все еще не стоит, имеет смысл рассмотреть вопрос процессуальных действий (в ряде случаев именно исковое заявление может стимулировать эмитента начать переговорный процесс).
Обратиться в суд от имени всех владельцев облигаций теоретически может ПВО (представитель владельцев облигаций). Однако на практике в связи со значимостью данного вопроса представитель владельцев облигаций предпочитает сохранять статус-кво. Решение же идти в суд от ПВО редко принимается на общем собрании владельцев облигаций, так как институциональные инвесторы предпочитают защищать свои интересы в индивидуальном порядке.
3. Индивидуальный иск
В случае, если ПВО не обращается с иском к эмитенту и поручителю в течение 30 календарных дней с момента наступления дефолта, одобренной реструктуризации нет, а переговорный процесс выглядит крайне непрозрачно, владелец облигаций вправе обратиться в суд с индивидуальным иском.
Индивидуальный иск — возможность оказаться одним из первых, кто смог добраться до денег эмитента, если дело примет совсем неприятный оборот. Однако если эмитент все же начнет переговоры и большинство держателей на ОСВО примут положительное решение по реструктуризации и/или откажутся от права требовать досрочного погашения/приобретения облигаций, то усилия и денежные средства на процессуальные действия будут потрачены зря.
4. Банкротство
Нередко владельцы облигаций задумываются также о том, чтобы подать в суд заявление о признании эмитента банкротом.
Этот путь объективно самый долгий и дорогой. Реальные сроки рассмотрения дел о банкротстве составляют не менее двух лет, при этом суды связаны с большими издержками для инвесторов.
А если обратиться к последней официальной статистике удовлетворения требований в делах о банкротстве незалоговых кредиторов (именно такой статус имеют владельцы облигаций в большинстве случаев), то ситуация совсем печальна: согласно статистике, держатели бондов могут рассчитывать на возмещение в размере 6,5 копеек на один рубль заявленных требований.
________________________________
Читайте также ТОП-5 статей канала:
Желаю удачных инвестиций!
«Не знаешь с чего начать инвестировать? - Начни с меня!»