Найти в Дзене
БиЗнес-кухня

После кризиса умирает больше компаний, чем в его разгар.

Оглавление
Bain & Company
Bain & Company

Давно для себя подметил, что глобализация чаще и чаще подбрасывает странам различные экономические кризисы. В этот раз причиной экономического кризиса стал вирус. В периоды спада дальновидные руководители, которым хватает таланта и смелости пойти наперекор традициям, удерживают свои компании на плаву, тогда как конкуренты идут ко дну.

Мой опрос в телеграм показывает, как сильно упали многие отрасли экономики в России. Изучая различные варианты поведения компаний, наткнулся на статью Даррела Ригби - партнёра Bain & Company, консалтинговой компании из Бостона. Чтобы понять, как можно противостоять падению спроса, агентство проанализировало работу 377 фирм из списка Fortune 500, которым за последние два десятилетия довелось пережить различные кризисы и общеэкономические спады. Они опросили 200 руководителей высшего звена.

Вывод однозначный: когда в отрасли начинается спад, самое время строить стартовую площадку для будущего подъёма компании.

На деле руководители чаще всего делают то, что им представляется разумным в данный момент. Как правило, даже чувствуя приближающуюся опасность, они продолжают излучать напускной оптимизм и утверждать, что никакой угрозы для отрасли нет и в помине. Позже, когда спад налицо, начинается тотальное урезание бюджета – от фондов развития до фонда оплаты труда.

Любой спад протекает в три этапа. И на всех этапах, идущих проторенным путём подстерегают ловушки, а перед теми, кто готов дерзать и действовать вопреки канонам, открываются заманчивые перспективы. Ниже стандартное и нестандартное поведение руководителей.

НАЧАЛО КРИЗИСА

Стандартный курс:

  • Выражать уверенность, что вашей отрасли (или вашей компании) ничто не угрожает.
  • Хеджировать риски: диверсифицировать бизнес, чтобы прибыль удачных проектов компенсировала возможные убытки.

Нестандартный курс

  • Закладывать во все планы возможность непредвиденных обстоятельств, чтобы компания была готова к любому повороту событий.
  • Делать ставку на то, где у компании наиболее сильные позиции: акцент на основных видах деятельности.

РАЗГАР КРИЗИСА

Стандартный курс:

  • Сокращать издержки без учета завтрашнего дня.
  • Не инвестировать в приобретение новых активов.

Нестандартный курс:

  • Привлечь в союзники все группы интересов.
  • Сосредоточиться на основном бизнесе и укрепить свои позиции в нём.
  • Усилить основной бизнес новыми сделками.

ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

Стандартный курс:

  • Тратить деньги без счёта, чтобы вернуть утерянную благосклонность сотрудников и потребителей.

Нестандартный курс:

  • Постепенно наращивать обороты.

Выводы от БиЗнес-кухни:

Благополучно провести компанию через все три этапа кризиса очень нелегко, и гарантированных путей к успеху нет. Выигрывают компании, которые выбирают верный курс, смотрят опасности в лицо, следуют стратегии, не диверсифицируют свой бизнес, а все силы бросают на основное направление работы и не жалеют средств на то, чтобы увеличить свою долю рынка.

Они пристально следят за издержками не только в трудные, но и в благополучные времена. Смотрят далеко вперёд и всячески стараются сохранить привязанность сотрудников, потребителей и поставщиков.

Многие компании терпят крах на выходе из криза, бездумно наращивая расходы, вместо того чтобы восстановить силы и полностью оздоровить свой бизнес.

Буду признателен за рекомендацию «БиЗнес-кухни» коллегам и друзьям.

Александр Киселёв

Бизнес-консультации info@nsa.info
Telegram-канал "БиЗнес-кухня" @agency_nsa
Услуги для бизнеса на сайте NSA